Причины не поститься

В данной статье хотелось бы поговорить о том, когда человеку всё же дозволяется нарушить пост – ввиду разных обстоятельств. Зачастую эти послабления бывают связаны с болезнью человека, путешествием, принуждением (икрах), беременностью, кормлением ребёнка грудью, голодом и жаждой, которые могут привести к гибели, а также из-за старости.

статья опубликована в номере: 9 (598) / от 01 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
74

Предлагаем разобрать вышеприведённые случаи по отдельности.

1. Наличие болезни является той религиозной причиной, которая дозволяет человеку отпустить пост, и при этом нет разницы, связана она с болезнью, например, глаз или какими-то ранами. Так, больной человек имеет право нарушить пост из-за страха, что его болезнь может затянуться, в то время как для выздоровления он вынужден в течение дня принимать лекарства. В этом случае нарушение лечения может привести не только к осложнению, но и к смерти, а этого религия обязывает остерегаться. 

2. Допускается нарушить пост беременной женщине и кормящей ребёнка грудью по причине страха как за собственное здоровье, так и за благополучие ребёнка. 

Кормящей грудным молоком дозволяется выпить лекарство, расслабляющее желудок ребёнка, по совету врача. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Поистине Всевышний снял обязанность с путника (мусафира) в соблюдении поста и половину намаза (имеется в виду сокращение четырёхракаатных намазов), а с беременной и кормящей женщины – пост» (ат-Тирмизи).

3. Страх также рассматривается в качестве причины для несоблюдения поста, однако при соблюдении следующих условий. Первое – человек должен иметь склонность считать, что пост может реально навредить ему, опираясь на предшествующий опыт. Второе – его опасение должно быть подтверждено врачом-мусульманином, имеющим опыт в подобных вопросах и обладающим благочестием. То есть этот врач должен иметь опыт в лечении подобных заболеваний и не предаваться явным грехам. 

4. Чрезмерные голод и жажда, которые влекут страх лишения жизни, разума или осложнения в функционировании некоторых органов. Важно отметить, чтобы этот голод и жажда не стали следствием утомления тела и изнурительных работ, а сами по себе. В случае же, если человек нарушит пост по причине изнурительного труда, который привёл к губительной жажде или голоду, он обязан возместить пост вместе с каффаратом (штрафом). 

5. Путник также имеет право не поститься, если его путешествие началось до начала поста, то есть до наступления утренней молитвы. В случае если он вышел в путь после наступления утренней молитвы, то ему запрещено несоблюдение поста. Поститься путнику всё же предпочтительней, если это ему не вредит. И это в том случае, когда большинство его товарищей соблюдают пост и у них не было общего имущества для пропитания, собранного ими в начале поездки. Делается это всё для того, чтобы он соответствовал их всеобщему мнению. 

6. Дозволяется несоблюдение поста немощному старику и старушке по причине их возраста. Но они обязаны выплачивать фидья (выкуп) за каждый пропущенный день по 1,8 кг или же выплатить стоимость фидья деньгами. Но всё это при условии, что их немощная старость продлится до самой их смерти, иначе они обязаны возместить пост. Так же и человек, который дал обет поститься всю оставшуюся жизнь, но по причине занятости

– зарабатывая средства к существованию – не может продолжать поститься, он тоже может не поститься, но выплачивает фидья (выкуп), если убеждён, что не сможет возместить пост. 
Если же человек, которому дозволено выплачивать фидья, не будет иметь средств для её выплаты по причине бедности, нищеты, тогда он должен просить Всевышнего простить его. 


Человек не обязан завещать наследникам возмещать его штрафы (каффараты), если при смерти у него была уважительная причина не поститься. К примеру, если человек болел десять дней из месяца Рамадан и не постился по этой причине, и он умер от этой болезни, так и не вылечившись, в этом случае он не обязан завещать выплатить штрафы за эти дни, так как у него не было возможности возместить эти посты. Иной случай

– человек, который дал обет, что непременно будет поститься целый месяц, когда выздоровеет; затем он всё же выздоровел на один день и снова заболел – в этом случае он обязан завещать накормить бедняков за целый месяц. 


Сама фидья (выкуп) выплачивается только за посты. Если человек обязан выплатить фидья по причине несоблюдения клятвы, но не располагает необходимым имуществом и при этом он немощный старец, то он может не выплачивать его вовсе.


Не является условием при возмещении постов соблюдение последовательности, то есть непрерывность. Но всё же одобряется возмещать все посты подряд и не откладывать, спеша тем самым к благу и освобождению своей души от обязательств перед Всевышним. Если же наступил следующий месяц Рамадан, то человек должен поститься в течение наступившего месяца. И, согласно мазхабу имама Абу Ханифы, не отдаётся фидья из-за откладывания возмещения поста предыдущего Рамадана.

 

Посты по принципу их исполнения бывают нескольких видов.

1. Посты, исполнение которых обусловлено непрерывностью. Это своевременный пост месяца Рамадан; штрафные посты каффарату зихар; штрафные посты за убийство и штрафные посты за ложную клятву. 
2. Посты, в которых человек имеет выбор, как их соблюсти. Это возмещающие посты месяца Рамадан. 
Штрафные посты за умышленное нарушение поста исполняются беспрерывно.
Нарушенный желательный пост, его возмещение остаётся на самом нарушителе, то есть он сам решает, когда его возместить. 


Посты, определённые обетом, – исполнение их зависит от самого обета.
Человек, соблюдающий желательный пост, имеет право нарушить его без какой-либо причины. Но данное действие является порицаемым, что относится и к намазу-суннат.
Но приход гостя или присутствие самого постящегося в гостях является уважительной причиной для нарушения поста. 


Нарушив желательный пост, человек становится обязанным возместить его, кроме нескольких случаев. Первый – когда человек вступил в желательный пост в праздничные дни Курбан- и Ураза-байрам. Второй – дни бросания камушков в хадже (дни ташрик, 11-е, 12-е, 13-е числа месяца Зуль-хиджа).

 

Итикаф (пребывание в мечети для поклонения) 

Напомним некоторые особенности этого богослужения. Хотя нынешняя ситуация в нашей стране и во всём мире неблагоприятна для исполнения данного богослужения, знания, которые вы получите, вне всякого сомнения будут полезны в дальнейшем. Ведь за трудностью всегда наступает облегчение, и нет сомнения, что эта простая истина станет явью. 


Итикаф бывает нескольких видов:
1. Обязательный – в том случае, когда человек дал соответствующий обет на это богослужение (итикаф).
2. Настоятельная сунна – в последние десять дней месяца Рамадан.
3. Желательный – в любое другое время.


Итикафом считается и самое малое по времени пребывание в мечети, если человек имел соответствующее намерение, даже если просто пройдёт через неё. 
Человек, находящийся в обязательном итикафе, не должен выходить из мечети, кроме как по крайней необходимости или по естественной нужде. Он имеет право выйти из мечети для совершения пятничной молитвы. Если же он продолжит свой итикаф в джума-мечети, а не в своей, то итикаф всё же засчитывается, но с порицанием.


Также дозволяется покидать мечеть по причине её крушения и т. п. Если человек выйдет из мечети без нужды, то тем самым он нарушит своё обязательство (ваджиб), которое он исполнял. Также итикаф нарушается из-за обморока или сумасшествия, которое продолжается несколько дней. 


Есть, пить, спать, совершать торговые сделки, в которых нуждается он сам или его семья, он может в мечети. Но порицается приносить в мечеть товар. Также порицается молчать, считая это богослужением, а говорить нужно только благое. Человек, совершивший обет находиться в итикафе днём, обязан находиться в нём и ночью. Но если человек отметил только день, исключая ночь, то в данном случае итикаф касается только дня.
Достоинством итикафа является то, что человек освобождает своё сердце от дел мирских и вручает себя Господу своему. Пример человека в итикафе подобен примеру человека, который стоит у дверей своего Господа и говорит: «Я не уйду, пока Ты не простишь меня».
 

Ахмад Ибрагимов

Также в рубрике

Работа по найму

Наёмные работники бывают двух видов:

Арендная плата

Плата за аренду становится обязательной после того, как арендатор использовал арендуемую вещь. Если же

Аренда (иджара)

В шариатском понятии слово «иджара» (аренда) означает «продажа пользы, извлекаемой из той или иной вещи».

Месяц Шавваль

Пост в месяц Рамадан – наилучший шанс для нас с вами, чтобы усовершенствоваться. В посте содержится сама