25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пятничный намаз во время пандемии

Пятикратный намаз является обязанностью каждого верующего. Лучшим считается коллективное совершение этих намазов в мечети. Следовательно, за совершённый таким образом намаз молящийся получает намного больше вознаграждения.

Оглашение азана, коллективное совершение пятикратного обязательного намаза является шиаром (признаком наличия) Ислама и коллективной обязанностью для мусульман в том или ином населённом пункте.
Что касается джума-намаза, то его совершение является индивидуальной обязанностью каждого совершеннолетнего полноценного мусульманина. На женщин обязанность совершения пятничного намаза не распространяется.


Поэтому в каждом населённом пункте, где проживают мусульмане, должен звучать азан на каждый намаз, и хотя бы несколько человек (2 и более, в зависимости от величины населённого пункта) должны совершать джамаат-намаз, а каждую пятницу все мужчины без исключения должны собираться на джума-намаз. 
Никто из обязанных совершить джума-намаз не имеет права отсутствовать на пятничном богослужении без уважительной на то причины, ибо этот джума-намаз является обязанностью каждого верующего. 
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл): «Когда возгласят призыв на молитву в пятничный день, устремляйтесь к молитве и оставьте торговлю» (сура «Аль-Джума», аят 9).


Однако в книгах великих учёных-богословов упоминается ряд уважительных причин, наличие которых позволяет человеку отсутствовать на джума-намазе. Если у человека имеется хотя бы одна из этих причин, он имеет право не ходить на пятничный намаз, а тем более – на обычный коллективный намаз. 


Одной из уважительных причин, позволяющих отсутствовать на коллективной и пятничной молитве, является опасение навредить себе. К таким причинам относится опасение человека, что в мечети или при пятничном богослужении он может заразить других или заразиться сам.


Такое опасение особенно актуально во время распространения инфекционных заболеваний, которые передаются от человека к человеку. В такой ситуации вероятность подхватить инфекцию высока, особенно в закрытом помещении при большом скоплении людей. А на пятничном богослужении в одной мечети обычно собирается большое количество молящихся. 


Следовательно, человек, который болеет любой заразной болезнью, передающейся воздушно-капельным путём или через прямые контакты, имеет право не присутствовать на джума-намазе.


От аш-Шарида ибн Сувейда ас-Сакафи передаётся: «В делегации племени Сакиф был человек, больной проказой (желавший присягнуть Пророку ﷺ). Посланник Аллаха ﷺ послал к нему человека, чтобы ему передали: “Воистину, мы приняли твою присягу, и ты можешь возвращаться”» (Муслим).


От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Не пускайте (не приводите) здорового человека к больному» (аль-Бухари, Муслим, Ахмад).


Посланник Аллаха ﷺ велел людям проявлять осторожность и держаться подальше от мест, где можно заразиться определённой болезнью. В этом повелении заключаются мудрость и желание защитить всё общество.


Поэтому многие учёные-богословы считают, что необходимо запрещать человеку, который болеет любой заразной болезнью, передающейся воздушно-капельным или контактным путём, посещать мечеть и присутствовать на пятничном богослужении.


Они также считают, что нужно запретить ему находиться среди людей, пить воду из бочек и т. д., установленных для общего пользования. Но если человек, который болеет заразной болезнью, желает совершать намаз в мечети позади всех или на улице, чтобы тем самым исключить вероятность заражения других, то ему нельзя запрещать посещать мечеть.


Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Не разрешается присутствовать на пятничной молитве тем, у кого наличествует уважительная причина, такая как болезнь лепра (проказа); также запрещается присутствовать тому, кому обработали рану чесноком и тому подобным, ибо вред от него в таком виде больше, чем от употребления в еду чеснока, и т. п. Поэтому аль-Кади ‘Ияз передал от учёных запрет для больных лепрой входить в мечеть, посещать пятничный намаз и находиться среди людей».


Также Ибн Хаджар аль-Хайтами в своём сборнике фетв «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра» об этом пишет следующее: «…Поэтому тому, кто болеет лепрой, нужно запрещать посещение пятничной и коллективной молитв, а также ему не следует пить воду из общих бочек и т. п., но если он будет совершать намаз вдали от всех, позади рядов молящихся, ему нельзя запрещать посещать мечеть».


Ибн Хаджар аль-Хайтами в том же сборнике фетв пишет: «Причиной запрета для прокажённого и подобных ему людей посещать коллективный и пятничный намаз является опасение получения вреда от них. Поэтому этот запрет обязателен в отношении такого человека». 


Из всего вышеприведённого мы узнали, что нет сомнения в том, что человек, который болеет любой заразной болезнью, передающейся воздушно-капельным путём, имеет полное право отсутствовать на пятничном богослужении, более того, он обязан не приходить на джума-намаз.
Что касается здорового человека, то его право на отсутствие зависит от сложившейся ситуации. Уважительной причиной не считается наличие у него только сомнений на этот счёт. 


Опасение заразиться может быть уважительной причиной только тогда, когда имеется реальная угроза. Уровень опасности и угрозы заражения устанавливается специалистами в этой области, то есть опытными и достойными доверия медицинскими работниками и компетентными в этом вопросе организациями здравоохранения. 
Оправданием отсутствия на пятничной молитве также может служить всеобщий карантин, во время которого власти обязывают граждан оставаться в своих домах, запрещают им выходить из домов и передвигаться по улицам населённых пунктов.

Нурмухаммад Изудинов