Закят уль-фитр

Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения (закят уль-фитр) является особенностью нашей общины – уммы последнего из пророков, Мухаммада ﷺ. Обязательным этот вид закята стал во 2-м году хиджры, за два дня до праздника разговения Ураза-байрам. В этом же году Всевышний Аллах предписал верующим соблюдение поста в месяц Рамадан.

статья опубликована в номере: 9 (598) / от 01 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
114

Одной из мудростей, скрытых в выплате закята уль-фитр, является то, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано: «Пост Рамадана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закята уль-фитр пост будет вознесён на небеса» («Джами уль-Ахадис»).


От Ибн Умара رضي الله عنه передаётся: «Пророк ﷺ велел выплатить подаяние разговения после поста Рамадана в виде саха фиников или ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребёнка из числа мусульман» (аль-Бухари, Муслим).


Неверующий тоже обязан выплачивать закят уль-фитр, но не за себя, а за своих родственников из числа мусульман, находящихся на его иждивении.


Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закят уль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня (одних суток).
Излишком считается любое имущество, продав которое, можно выплатить закят уль-фитр, за исключением дома – его продавать не входит в обязанность. Наличие долга не является препятствием для выплаты закята уль-фитр.


Тот, кто обязан отдать его за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его попечении. Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закята уль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он должен отдать за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее – за отца, далее – мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.


Закят уль-фитр выплачивается с тех зерновых культур, с которых необходимо выплатить обязательный закят: с пшеницы, риса, кукурузы, а также с фиников, винограда и т. д. Также в качестве закята уль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них его даёт только тот, у кого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закят уль-фитр с того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.


По мазхабу имама аш-Шафии, закят уль-фитр необходимо выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.


Отцу разрешается отдавать закят уль-фитр за своего несовершеннолетнего ребёнка даже без его согласия.
При выплате закята необходимо сформулировать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сформулировать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю (уполномоченному) необязательно делать намерение во время выплаты закята, если уполномочивший его, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.


Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.
Закят уль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.
По мнению некоторых учёных мазхаба имама аш-Шафии, необязательно всем категориям отдавать закят, достаточно раздать трём людям из числа неимущих мусульман. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать даже одному человеку.


Сах равен 2 кг 400 г, но для точности лучше выплатить 2,5 кг. Согласно мазхабу имама аш-Шафии, нельзя выплачивать деньгами. Однако, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости 1 саха. Но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы достаточно отдать полсаха, если выплачивают пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1,7–2 кг.

 

Время выплаты закята уль-фитр

Мусульманские богословы сошлись на том, что время выплаты закята уль-фитр наступает непосредственно с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, считается ли таковым закат солнца последнего дня месяца, время накануне праздника разговения или восход солнца в день праздника. Но единогласно все учёные сошлись на том, что лучшее время для выплаты закята уль-фитр – перед выходом на праздничную молитву.
Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари).


Закят уль-фитр также можно выплатить в течение месяца Рамадан, не дожидаясь его конца, однако нельзя выплачивать до его начала.


Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).
Откладывать выплату закята уль-фитр до захода солнца праздничного дня без уважительной причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закята уль-фитр, если его имущество или люди, которые должны получить закят, находятся далеко.


Закят необходимо раздать тем, кто находится в населённом пункте, где он выплачивается. Если таковых не окажется, тогда его можно перенести в другое место.


Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца Рамадан.
Да примет Всевышний Аллах благодеяния всех верующих и наделит наилучшими благами! Аминь.
 

Адиль Ибрагимов
 

Также в рубрике

«Тихий» предвестник Конца

О времени наступления Конца Света, который является одним из важнейших элементов нашей религии, приводятся

Месяц подготовки к хаджу

Вслед за месяцем Шавваль идёт одиннадцатый месяц исламского лунного календаря – Зуль-Каида, название

Племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог)

Большие признаки Судного дня Событием, предвещающим наступление конца времён, станет нашествие племён