Не искушай людей!

Совместное проживание людей на планете сопровождается (а может, и определяется) их взаимным влиянием. Родители, дети, начальство, коллеги, супруги, друзья – все мы вдохновляем друг друга на хорошее или провоцируем на плохое. И любое наше поведение, даже бездействие, идёт на пользу или во вред.
С пользой всё понятно. Ты даришь другому человеку уверенность и поддержку. Делом, словом, молитвой. И, по Воле Аллаха ﷻ, он ощущает прилив сил и желание идти вперёд.
Но мы можем и, наоборот, – вызвать в ком-то подавленность или гнев, зародить тревогу или зависть. Бывает, что ненамеренно. Бывает, просто непонятным поступком.
Общая особенность
Наша голова ощущает дискомфорт от вопросов, на которые нет ответов. Если в непонятной ситуации извне не поступает адекватных объяснений, человеческий мозг начинает их домысливать. Разнообразие версий при этом зависит от богатства нашего воображения и степени внутренней порядочности.
Разумеется, о людях необходимо думать хорошо. Это важная духовная задача каждого из нас. И если кто-то поступил непонятным образом, то нужно дождаться его объяснений, а не торопиться с выводами.
Всё это так. Но, увы, человек бывает скор в дурных мыслях или словах. Часто людей подталкивает к этому шайтан (сатана), круглосуточно заинтересованный в их грехах и ошибках.
Известно, что Пророк Мухаммад ﷺ учитывал подобные особенности людей и при необходимости не считал унизительным дать объяснения.
Однажды он шёл со своей женой в густых сумерках, когда им повстречались двое сахабов (сподвижников). Пророк ﷺ счёл нужным остановиться и разъяснить, кто его спутница. «Он сказал: “Не спешите! Это [моя жена] Сафия бинт Уяй”. Они ответили: “Преславен Аллах ﷻ, о Посланник Аллаха ﷺ!” [Они смутились от его слов.] Тогда Пророк ﷺ продолжил: “Воистину, шайтан [проникает] в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови. И, поистине, я побоялся, что он может заронить в ваши сердца что-нибудь [дурное]”» (аль-Бухари).
Комплексный подход
Иногда человек, совершив неоднозначный поступок, может заявить: «Я не собираюсь никому ничего объяснять. Пусть думают, что хотят!» Он считает, что не зависит от мнения других. И не стесняется это демонстрировать…
Но, похоже, за этой ширмой смелости и свободы мелькает обыкновенная надменность. В сущности человек берётся испытывать людей на духовную стойкость.
Разрешая думать о нём, как кому захочется, он при этом инспектирует – сохранят люди доверие к нему или опустятся до сплетен и слухов? Первое он воспримет как должное – он уверен, что всегда достоин только хорошего отношения. А если случится второе, то, хотя оно и неприятно, зато лишний раз подтвердит «людскую подлость» и, значит, – его «полное право» никого не уважать. То есть и в первом, и во втором случае он подпитает свою надменность.
Но гордец-бедолага, видимо, не понимает, что готовит ловушку самому себе. Когда в двусмысленной ситуации он из гордости пренебрегает даже коротким объяснением, то намеренно оставляет в головах людей недоумение. А это вполне может спровоцировать их ошибочную и даже греховную реакцию. Если люди станут сеять о нём толки и слухи, то, разумеется, на них ляжет ноша ответственности за эти действия. Но… только ли на них? Или частично попадёт и на самого гордеца – за попустительство чужим заблуждениям?
Как видим, небезопасно искушать людей их слабостями – склонностью подозревать, ожидать плохое и пр. Эти неприятные черты могут проявляться в поведении очень многих. Мы вряд ли сумеем кого-то перевоспитать (собой бы заняться!). Но мы должны быть заинтересованы в том, чтобы оградить людей от кривотолков на наш счёт.
К этой задаче можно подойти с нескольких сторон:
1. Добрая репутация
Общее хорошее мнение о человеке укрепится, если он любые свои поступки будет соотносить с Исламом. То есть выберет для себя жизнь по законам Творца. Говорят же: «Как поживёшь, так и прослывёшь». И добропорядочная репутация сама по себе будет пресекать злую молву о её обладателе.
2. Избегание неоднозначных поступков
Исчерпывающее объяснение этому дал четвёртый праведный халиф Али бин Абу Талиб رضي الله عنه. Он сказал: «Не совершай тех дел, за которые тебе надо будет оправдываться».
3. Помощь себе и другим
Если наш поступок может дать повод для неоднозначных трактовок, то нужно просто его разъяснить. Можно, по примеру Пророка ﷺ, – коротко, не вдаваясь в долгие подробности. И не всем, а тем, для кого ситуация более актуальна. Такой жест открытости с нашей стороны развеет недоумение окружающих (даже невысказанное) и сохранит спокойные отношения с ними. Таким образом мы принесём пользу себе. Но также и людям. У них появится шанс освободиться от подозрений и сплетен в этой жизни и, дай Аллах ﷻ, – от спроса за них в Судный день.
Гузель Ибрагимова