29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

#учимсядома

Ситуация, в которой оказался современный мир, застала многие сферы жизни врасплох, и люди оказались перед необходимостью как-то приспосабливаться к новым условиям. Не обошли стороной проблемы и систему общего и профессионального образования. Все школы и профессиональные учебные заведения вынужденно перешли на систему дистанционного обучения, и многие люди столкнулись с серьёзными проблемами.

В первую очередь всю тягость смогли оценить сами учащиеся, которых лишили возможности живого общения с учителем в коллективе, находясь с ним в одном месте и времени. Дело в том, что никакая видеосвязь или совместная видеоконференция не даёт отдельному ученику ощущения принадлежности к классу, где была бы организована живая беседа.

 

Дети могут легко отвлекаться, по той простой причине, что нет чувства присутствия в классе, а есть чёткое осознание того, что ты находишься у себя дома и в любой момент можешь просто отключить компьютер. Это напрочь лишает учителя возможности создать рабочую обстановку, в которой идёт усвоение учебного материала. Учитель в таких условиях не способен контролировать учебную мотивацию детей и направлять их познавательные способности в нужное русло. 


Надо чётко различать такие важные педагогические категории, как учение, обучение и научение. 
Учение – это деятельность учащегося, направленная на приобретение знаний, тогда как научение – это всего лишь овладение каким-то определённым навыком под руководством учителя.

 

А вот обучение – это никак не передача знаний от учителя к учащемуся, как считают многие, обучение – это сложный целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся на овладение знаниями, умениями и навыками. То есть учитель, посредством специально организованного общения, направляет познавательную активность учеников, и лишь через это дети начинают обучаться, то есть получать знания.


Если вспомнить историю современной педагогики, то мы придём к трудам её основателя – чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Ведь именно он в своём фундаментальном труде «Великая дидактика», вышедшем в 1668 году, изложил основы современной педагогики с её классно-урочной системой. Наверное, неслучайно при переходе от ранее доминирующей индивидуальной системы образования, существовавшей до этого, на общую классно-урочную и наблюдается резкий скачок в развитии многих наук. То есть эта система надёжно зарекомендовала себя, и вряд ли сейчас люди откажутся от неё, если они руководствуются идеей целенаправленного развития общества.


Возвращаясь же к тому, что мы наблюдаем сейчас, следует признать, что это вынужденная мера, которая показала, что в исключительных случаях система дистанционного образования имеет право на существование. 
Но надо понимать те условия, при которых она является эффективной. 


Во-первых, исходя из самого определения термина «учение» ученик будет эффективно дистанционно обучаться, если у него крайне высокая мотивация к получению знаний. В этом случае учителю нет надобности прилагать значительные усилия для того, чтобы заинтересовать и направить его внимание на изучаемый предмет. Однако на практике мы видим, что далеко не все дети проявляют прилежность в получении знаний. Большинству из них нужен постоянный внешний стимул (реальное присутствие в классе под наблюдением учителя) для более-менее эффективного процесса овладения знаниями.


Во-вторых, дистанционное обучение очень удобно детям с особыми педагогическими потребностями, то есть категории лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств (физическое здоровье, психофизиологические особенности) не могут посещать школу или иное учебное заведение. Но это крайне малая часть населения.

 

В-третьих, родители ребёнка, который будет находиться на дистанционном обучении, должны располагать большим количеством свободного времени, чтобы контролировать деятельность ребёнка либо иметь возможность нанять человека, который будет следить за тем, чтобы ребёнок, оставленный дома на весь день, не натворил чего-нибудь. Очевидно, что бабушки и дедушки вряд ли с этим справятся, потому как содержание современной системы образования заметно отличается от той, которую знали они.


В-четвёртых, дистанционная форма обучения удобна для тех, кто хочет получить дополнительное профессиональное образование, но не имеет возможности посещать занятия в другом городе или даже стране. Но опять же надо помнить о том, что это будет эффективно, если человек заинтересован в получении именно знаний, а не в том, чтобы у него был какой-то сертификат или диплом.


В общем, список можно продолжать, но надо признать тот факт, что в масштабе всей страны дистанционная форма обучения приведёт к полному развалу системы образования и появлению огромного числа людей, не имеющих базовых знаний по школьным предметам. То же касается и высшего профессионального образования. 


Нам остаётся надеяться на то, что сложившаяся вынужденная мера скоро будет отменена и наши дети вновь смогут вернуться в классы и аудитории.

Алиасхаб Мурзаев