28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Значение милостыни (садака)

Этот мир (дунья) и всё, что в нём, – сплошное испытание для человека. Бог по-разному испытывает Своих рабов. Кого-то испытывает хорошим положением – будет ли раб благодарен Ему? Кого-то испытывает плохим положением – будет ли раб терпелив? Бог не подвергает нас испытаниям, которые нам не под силу. Если мы достойно их не проходим, то это наша личная вина. Одним из испытаний этого мира является милостыня (садака).

Всевышний Аллах в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками» (сура «Аль-Бакара», аят 254). 


В другом аяте говорится (смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара», аят 274).


Аллах ﷻ даёт нам на пользование своё имущество, кому-то в достатке, кому-то меньше. И Он обращается к тем людям, которые имеют средства, чтобы они делали пожертвования, и тем самым Творец испытывает их: смогут ли они расстаться с тем, что дорого им и любимо, ведь имущество – это искушение для общины Пророка Мухаммада ﷺ.


Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, у каждой общины есть смута, смутой же моей общины является имущество» (ат-Тирмизи).
Жизнь скоротечна, и испытания могут закончиться для каждого в любой момент, поэтому нам следует торопиться наполнить свой багаж добрых дел, тем самым отдалив себя от Ада и гнева Господа.


Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не найдётся среди вас такого, с кем не станет говорить Господь его, и не будет меж ними толкователя. А потом человек посмотрит направо и не увидит ничего, кроме тех деяний, что он совершил, затем посмотрит налево и тоже не увидит ничего, помимо своих прежних дел, и посмотрит он прямо и увидит перед лицом своим пламя Ада; так защитите же себя от огня хотя бы с помощью (пожертвованием) половинки финика!» (Аль-Бухари).


Этот мир бренен, он исчезнет, исчезнут вместе с ним и земные богатства, а вечный мир (Ахират) – вечен, и богатство человека в нём вечно.


Сообщается, что Ибн Масуд رضي الله عنه сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил сподвижников: “Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё собственное богатство?” Они сказали: “Нет среди нас такого, кто не любил бы своё собственное богатство больше”. Тогда он сказал: “Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил (израсходовал на пути Всевышнего), а то, что он отложил, является богатством его наследника!”» (аль-Бухари).


Передают со слов Мутаррифа رضي الله عنه, что его отец рассказывал: однажды Пророк ﷺ, прочитав аят Корана «Будет отвлекать вас страсть к приумножению (мирского богатства)» (сура «Аль-Кавсар», аят 1), сказал: «Говорит сын Адама: «Моё богатство, моё богатство!» – но, поистине, твоим имуществом является лишь то, что ты съел, уничтожив это, или та одежда, которую ты носил, износив её до предела, или то, что ты подал как милостыню, завершив это (т. е. оставил за собой навечно, как запас в мире вечном!» (Муслим).


Передают со слов Аиши رضي الله عنها, что однажды они зарезали овцу, и, после того как раздали мясо в качестве милостыни, Пророк ﷺ спросил: «Что от неё осталось?» Она ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки!» (Ат-Тирмизи).


Нужно спешить совершать добрые поступки, нужно спешить успеть сделать пожертвование и подать милостыню. Когда же человек может получить за неё самую большую награду?


Сообщается, что Абу Хурайра رضي الله عنه сказал: «Однажды к Пророку ﷺ пришёл некий человек и спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ, за какую милостыню обещана наибольшая награда?» Пророк ﷺ ответил: «За ту, что подаёшь, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь быть в достатке. И не откладывай подаяние до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, чтобы лишь тогда сказать: «Такому-то столько», тогда как это уже будет принадлежать такому-то (из наследников)» (аль-Бухари).


Мы должны быть полезны для своей семьи, своих близких и всего общества, стремиться быть человеком, вселяющим радость в сердца других, помогающим своим братьям по вере, ведь именно такой человек более любим для Господа и именно такому человеку Он помогает. 


Передают со слов Ибн Умара رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самые любимые люди для Аллаха ﷻ – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Всемогущим Аллахом – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде, выплачивая за него долг или утоляя его голод. И, поистине, прийти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чём он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество (итикаф) в мечети в течение месяца.

 

А кто сдержит гнев в отношении брата своего, тому Аллах ﷻ скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах ﷻ наполнит его сердце довольством в День воскрешения. А кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, тому Аллах ﷻ укрепит его стопы в тот день, когда они будут скользить. И, поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» (ат-Табарани).

 

Абдулла Абдулкеримов