25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Все равны, но некоторые равнее…

Проблема социального неравенства стара как мир. Но именно пандемия COVID-19 как нельзя остро обнажила проблему социального неравенства.

Конечно, началось всё это не сейчас. На протяжении последних 10 лет социальная катастрофа постепенно набирала обороты. Арабская весна вызвала политические и экономические кризисы в процветающих в общем-то до этого арабских странах, в ответ на это в Европу караванами потянулись беженцы.

 

Сложности в Южной Америке вызвали потоки мигрантов в США. За последние два года прошло около 100 крупных антиправительственных акций протеста: от беспорядков в богатых странах – Франции, Германии, Италии, США и др. – до демонстраций против силовиков в бедных странах – Судане, Египте и Боливии. 


Казалось бы, распространение вируса нового поколения ослабляет беспорядки и волнения. Ведь государства, вводя карантин или аналогичные ему ограничения, препятствуют митингам или массовым протестам. Однако это только на первый взгляд. 


Согласно данным Американского бюро статистики рынка труда, среди четверти самых богатых жителей США более 60% могут работать и зарабатывать из дома. На другом полюсе – четверть самых бедных граждан: здесь лишь 10% могут самоизолироваться и не потерять в доходах. 


Если же брать беднейшие страны, то, например, для жителей трущоб Индии, Сомали или Чада понятия самоизоляции нет вообще. Гигантская скученность в бедняцких районах, когда вся семья ютится в одной комнате и сосед отделён от тебя картонной перегородкой, размывает изоляцию до невозможности. 
К счастью, Ислам подарил нам универсальные инструменты для сглаживания эффектов социального неравенства. Или так называемые эффекты сглаживания разницы между бедными и богатыми. 
Каждый мусульманин знает о закяте – одном из основных столпов Ислама. 


Рамадан – месяц поста и милости – побуждает мусульман оказывать помощь тем людям, которые не имеют средств на еду, хотя бы один раз в день. Несмотря на то, что благотворительные ифтары в этом году будут, видимо, закрыты, никто не отменял адресной помощи продуктами. Те мусульмане, которые в силу возраста или болезней не будут держать пост, также выплатят компенсации беднякам, и те смогут улучшить своё состояние.
Закят уль-фитр – мощная поддержка бедных, для того чтобы они могли достойно отметить праздник. 
Но нужно понимать, что все эти формы обязательного или желательного перераспределения средств внутри мусульманской уммы зачастую тоже держатся и реализуются усилиями конкретных людей. 


К примеру, в Пакистане для сбора и более справедливого распределения средств от садака был создан специальный фонд, который в настоящее время уже обеспечивает беднейшие семьи продуктами с условием, чтобы они соблюдали самоизоляцию. В соседней Индии, несмотря на ухудшившуюся ситуацию со стигматизацией мусульман, в мечетях более обеспеченные люди собирают продуктовые наборы и раздают их подомно нуждающимся.

 

В более обеспеченном Дубае организована доставка продуктов дронами. 
Так или иначе, в мусульманских странах и мусульманских регионах при условии соблюдения ими постулатов Ислама усложнившаяся из-за вируса социальная напряжённость может постепенно разрешиться и утихнуть. 

Фатима Манзур