28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.04.2020 (по Шафии)

1. – Дозволено ли женщине выходить из дома, надушившись? 2. – Разрешён ли в Исламе временный брак? 3. – Имеет ли работодатель право штрафовать работников? 4. – Обязана ли мать обеспечивать ребёнка, а также дети – родителей? 5. – Где и как выплатить закят (обязательная милостыня) с имущества, которое дано в долг человеку, проживающему в другом городе? 6. – Можно ли использовать средства кладбища на другие цели мусульман? 7. – Можно ли справлять малую нужду стоя без какой-либо причины? 8. – Дозволено ли посещать общественные бассейны, парные и т. п.? 9. – Можно ли мусульманину заранее занять для себя место на общественном кладбище? 10. – Может ли мусульманка оказывать услуги по эпиляции?

1. – Дозволено ли женщине выходить из дома, надушившись?

– Женщине запрещено (харам) выходить из дома, надушившись, даже с одобрения мужа, если она уверена, что таким образом может вызвать искушение у мужчин. И это является тяжким грехом.


Если же она не уверена, но с большой вероятностью предполагает такую возможность, то выходить, надушившись, также греховно (малый грех). Если же сомневается в этом, то такой выход из дома является нежелательным (карахат), но не запретным. (Ибн Хаджар. «Аз-Заваджир»; «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани).

 

2. – Разрешён ли в Исламе временный брак?

– Временный брак на арабском звучит как «мута» (дословно: «удовольствие»). Это значение точно передаёт смысл брака, практиковавшегося до Ислама: мужчины, заключавшие его, не стремились создать долгосрочных крепких семейных отношений, а желали лишь получить удовольствие от женщины.


Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих аль-Бухари» приводит хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба t, в котором он, обращаясь к Ибн Аббасу t, сказал: «...В день сражения при Хайбаре (оазис в Саудовской Аравии, расположенный к северу от Медины) Посланник Аллаха ﷺ установил запрет на заключение временных браков и употребление в пищу мяса осла».


А имам Муслим в сборнике «Сахиху Муслим» приводит хадис от ар-Рабиу Субра t, чей отец был рядом с Посланником Аллаха ﷺ и слышал, как тот сказал: «О люди, прежде я разрешал вам заключать временный брак, теперь же Всевышний Аллах запретил его вплоть до Судного дня».

Заключение: 
Временный брак был дозволен в начале возникновения Ислама, затем он был отменён Пророком ﷺ, и это стало единогласным решением всей уммы (общины).

 

3. – Имеет ли работодатель право штрафовать работников?

– Запрещено применение (дисциплинарных) взысканий в виде денежного штрафа, урезания зарплаты и т. д. за совершение какого-либо нарушения (трудовой дисциплины). Это считается незаконным присвоением чужого имущества.


В этом вопросе необходимо опираться на трудовой договор, заключённый между работником и работодателем. К примеру, если оплата была определена в зависимости от проведённого на работе времени или её объёма (сдельная), то размер вычета должен соответствовать разнице между выполненной и невыполненной работой, установленной нормой («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Надж аль-Вахадж»).

 

4. – Обязана ли мать обеспечивать ребёнка, а также дети – родителей?

– И мужчина, и женщина обязаны обеспечивать всем необходимым своих родителей, дедушек, бабушек, других прародителей, детей, внуков, внучек, если те в этом нуждаются, даже если они другой религии.
Если родители, дедушки, бабушки и т. д. в состоянии зарабатывать, но не делают этого и нуждаются в обеспечении, то дети, внуки и внучки всё равно обязаны их обеспечивать.


Если же совершеннолетние дети, внуки и внучки в состоянии зарабатывать, но не делают этого, то родители, дедушки и бабушки не обязаны их обеспечивать.


Если у нуждающегося человека есть сын и дочь, то они должны разделить обязанности по обеспечению родителей поровну, независимо от того, кто из них более обеспечен.
Детей должен обеспечивать отец, потом дедушки по отцу и матери, потом – мать («Тухфат аль-Мухтадж»).
 

5. – Где и как выплатить закят (обязательная милостыня) с имущества, которое дано в долг человеку, проживающему в другом городе?

– Хозяин имущества обязан выплатить закят, если даже оно дано кому-то в долг. А если должник проживает в другом месте, то закят должен выплачиваться там, где находится это имущество, – людям, которым полагается закят («Нихаят аль-Мухтадж», «Аль-Фатава ар-Рамли»).

 

6. – Можно ли использовать средства кладбища на другие цели мусульман?

– Всё зависит от того, какие это средства. Так, если на кладбище выросли деревья сами по себе, то их плоды дозволено употреблять в пищу всем. Однако использовать их для нужд кладбища более предпочтительно. Если же деревья на кладбище были посажены специально, то их плоды можно употреблять, лишь заплатив за них.

 

Всё имущество, полученное от аренды территории кладбища вакфа (в мусульманском праве – имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели) или мусаббаля (имущество человека, отданное им на общее пользование всем мусульманам), или другие средства, предназначенные для кладбища, необходимо использовать исключительно на его нужды и ни на что другое. Если даже на данный момент нет надобности в средствах для нужд кладбища, их сохраняют до появления необходимости в них («Асна аль-Маталиб», «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»).

 

7. – Можно ли справлять малую нужду стоя без какой-либо причины?

– Запрещено (харам) мочиться стоя без какой-либо причины на это, если человек знает, что обязательно испачкается наджасой (нечистотами).
Если же нет уверенности, что наджаса попадёт на него, то справлять нужду стоя без причины нежелательно (карахат) («Тухфат аль-Мухтадж»).

 

8. – Дозволено ли посещать общественные бассейны, парные и т. п.?

– Мужчинам дозволено посещать общественные оздоровительные комплексы, бассейны, парные и т. п. при условии, что область между пупком и коленями у них будет прикрыта. При этом они не должны смотреть на запретные части тела других людей.


Женщинам же посещать бани, парные, бассейны без необходимости или определённой причины нежелательно (карахат). Необходимостью является, например, лечение или отсутствие условий дома.


Однако при этом женщинам нужно строго соблюдать требования к своей одежде, согласно которым они должны закрывать аврат перед другими женщинами и притуплять взор при взгляде на запретное (ан-Навави. «Аль-Маджму»; Шарх Зубайда ибн Абдуррахмана к «Фатх ар-Рахман»).

 

9. – Можно ли мусульманину заранее занять для себя место на общественном кладбище?

– Делать это не разрешено – у мусульманина нет права преимущества на захоронение именно в указанном им месте.


Мусульманин может изъявить желание быть похороненным в том или ином месте на кладбище и даже как-то обозначить (подготовить) его для себя – с целью назидания о смерти. Но он должен учитывать, что в выбранном им месте может быть похоронен любой другой человек. При этом спрашивать разрешения у того, кто подготовил его, и оплачивать его труд не нужно («Хашия аш-Ширвани», «Нихаят аль-Мухтадж»).

 

10. – Может ли мусульманка оказывать услуги по эпиляции?

– Мусульманке разрешено делать эпиляцию подмышек и т. д. другой мусульманке или немусульманке. 
Но эпилировать область между пупком (включительно) и коленями (включительно) – аврат – ей запрещено (харам), поскольку мусульманке нельзя смотреть на этот участок тела мусульманки, немусульманки и махрамов (близких родственников).


Мусульманке же греховно обнажать для этой процедуры перед немусульманкой и нечестивой мусульманкой, занимающейся прелюбодеянием и т. д., даже подмышки, потому что оголение перед такими женщинами любой части тела, кроме головы, шеи, рук до предплечья и ног до колен запрещено (харам) («Тухфат аль-Мухтадж»).