Краткая история о пророке Юнусе (Иона) عليه السلام

Среди потомков Израилевых был человек по имени Мута, отличался он праведностью и за свою жизнь совершил много благих деяний. Однако у него не было детей, что его очень огорчало. Как-то он решил попросить Всевышнего даровать ему сына, и был он к тому времени уже почтенного возраста.

статья опубликована в номере: 8 (597) / от 15 апреля 2020 (Шахбан 1441 г.)
94

Придя к источнику пророка Аюба عليه السلام, он искупался в нём и, совершив двухракаатный намаз, произнёс мольбу ко Всевышнему с просьбой одарить его благодатным праведным сыном.
Его мольба была принята, и Всемогущий Аллах одарил его здоровым младенцем. Отец дал мальчику имя Юнус عليه السلام. Судьба его сложилась следующим образом.


Среди народа Израилева было пятьсот человек – отказавшись от мирских благ, эти праведники посвятили себя служению Господу. Они носили грубую шерстяную одежду и питались только ячменным хлебом. 
В то время народу Израилеву был послан пророк Закарийя عليه السلام. Однажды Всевышний отправил ему откровение, в котором повелевал из этих пятисот праведников выбрать сто человек. Исполняя повеление Всевышнего, Закарийя عليه السلام отобрал из них сто лучших. Затем он получил ещё одно откровение – с повелением выбрать из этой сотни пятьдесят человек. Как и было велено Господом, из ста лучших пророк отделил пятьдесят наиболее праведных. После этого Закарийя عليه السلام вновь получил откровение: ему было велено и из них отделить двадцать ещё более лучших. Когда отделил двадцать лучших, он опять получил повеление выбрать из них одного самого праведного человека.


Следуя повелению, пророк Господа задумался, кто же из них самый лучший. И выбрал Юнуса عليه السلام, который был лучшим по всем качествам. 


Создатель миров наделил Юнуса عليه السلام пророчеством и велел Закарийе عليه السلام поздравить его с этим. Когда Юнусу عليه السلام сообщили радостную весть о пророчестве, он упал в земном поклоне Всевышнему.
Есть ещё одна версия, согласно которой именем Мута звалась мать пророка Юнуса عليه السلام. Какая из этих версий истинная – знает лишь Аллах ﷻ; мы не ошибёмся, если оставим это на Знающего.


Однажды, когда Юнус عليه السلام бродил по горам и ущельям, к нему с неба спустился ангел Джабраиль  عليه السلام в облике человека. Ангел передал ему повеление отправиться с посланнической миссией к жителям города Нинава (Ирак). Этим городом правил заблудший византийский царь, который поклонялся идолам.
Когда Всевышний наделил Юнуса عليه السلام посланнической миссией, ему было сорок лет. Получив веление Создателя, он вышел в путь вместе со своей семьей. Подойдя к городу Нинава, они расположились в одной из пещер. Юнус عليه السلام, его жена и дети, обосновавшись там, питались травой и родниковой водой.


Настало время проститься, и Юнус عليه السلام дал наставление жене. Он сообщил ей, что отправляется в Нинаву, и предупредил: «Если я не вернусь через сорок дней, значит – меня убили».


В одежде из грубой шерсти, с посохом в руке, босой, с непокрытой головой, пророк поднялся на самое высокое место в городе и обратился к народу. «Ла илаха илла Ллах, ва Юнусу расулуллах! («Нет Бога, кроме Аллаха ﷻ, и Юнус عليه السلام – посланник Аллаха ﷻ»)», – громко произнёс он шахаду (слова свидетельства о вере). Все, кто услышал его, собрались и набросились на него. Они били его, пока не устали. От побоев Юнус عليه السلام потерял сознание, и люди, думая, что он умер, покинули его.


Птица варшан (дикий голубь), по внушению Всевышнего, намочила крылья и сбрызнула водой на Юнуса عليه السلام. Он пришёл в себя, встал и, вновь поднявшись на ту же возвышенность, громко произнёс те же слова.
По велению Господа ветер донёс эти слова до слуха царя. Они его так напугали, что он задрожал. Правитель с удивлением стал расспрашивать окружающих, что это за голос. Ему сообщили, что это некий бедняк по имени Юнус عليه السلام, одержимый джиннами, отрицает их идолов, говорит, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, и призывает поклоняться лишь Ему. Призыв к единобожию был ненавистен царю, и он приказал бросить Юнуса عليه السلام в мрачную тюрьму.


Условные возможности и силы, данные человеку, исчезают, когда того пожелает Всемогущий. Всемогущий Господь сделал для Своего избранника темницу райским домом. Ангел Джабраиль عليه السلام принёс светильники из Рая, которые осветили темницу подобно солнечному свету. Сюда же были доставлены различные блага, которых глаза не видывали и уши не слыхивали и даже сердце представить не могло. Подобно тому, как пылающий огонь Намруза стал для пророка Ибрахима (Авраама) عليه السلام прохладой, так и тюрьма для Юнуса عليه السلام стала местом блаженства. Будто отдыхающий в здравнице, Юнус عليه السلام без забот отбыл срок в темнице в течение сорока дней.


Заблудший царь решил убить Юнуса عليه السلام и велел визирю привести его во дворец. Когда визирь пришёл за пророком в тюрьму, он увидел, что тот смиренно совершает намаз. Визирь был изумлён видом темницы Юнуса عليه السلام и даже стал сомневаться, туда ли он попал. Увидев просторное помещение, зажжённые лампы, он растерянно посмотрел на заключённого. «Кто же создал для тебя такие удобства?» – в изумлении спросил он. «Их создал для меня Всемогущий Господь», – прозвучал ответ. «А если я уверую в твоего Господа, что мне будет?» – спросил визирь. Юнус عليه السلام ответил ему: «Всевышний смоет все твои грехи и, очистив тело и сердце, отправит тебя в благоухающий Рай». 


Визирь тотчас уверовал в Единого Господа и пророческую миссию пророка Юнуса عليه السلام и произнёс шахаду. Затем он отправился к царю и рассказал ему обо всех удивительных явлениях, которые видел, и поведал об обстановке в тюрьме. А после признался в том, что уверовал в Бога, которому поклоняется Юнус عليه السلام. Царь, услышав эти слова, рассвирепел и велел срочно привести Юнуса عليه السلام, чтобы казнить его.
Когда пророка уже собирались казнить, царь в последний момент изменил своё решение – решил его помиловать. «Твоё колдовство губит мой народ, уходи из моей страны. Если не уйдешь –  казню», – потребовал он.


Покинув город Нинава, Юнус عليه السلام вернулся в пещеру, где оставил жену и детей. Здесь он вновь получил откровение от Милостивого Господа вернуться в город для призыва к вере: «Если они ответят тебе – для них же хорошо, а если нет – то их ожидает суровое наказание». И был установлен срок для этого – сорок дней и ночей.
Желая узнать признаки предстоящего наказания, Юнус عليه السلام обратился ко Всевышнему. Господь сказал, что в первый день лица и тела неверных станут жёлтыми, на четвёртый день – красными, на седьмой они почернеют, а на десятый день обрушится на них наказание.


После этого Юнус عليه السلام вновь направился в Нинаву. Поднявшись на тот же холм, он обратился к народу и громко сказал: «О люди, скажите вместе со мной: «Ла илаха илла Ллах, ва анна Юнуса расулуллах («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха ﷻ, и Юнус عليه السلام – посланник Аллаха ﷻ»)». 


Услышав эти слова, люди снова окружили его. Они стали бросать в него камни, ругать и громко поносить. Он сказал им: «Если в течение сорока дней вы не ответите на мой призыв, то Всемогущий Господь ниспошлёт на вас беды».


Так в течение сорока дней он предупреждал их о предстоящем наказании, рассказывая о признаках его приближения и призывая к вере в Единого Господа. Но с каждым днём их противодействие только усиливалось, они даже не помышляли откликнуться на его призыв. И тогда, получив от Всевышнего повеление покинуть этот народ, Юнус عليه السلام ушёл из города.


В первый же день, как и было обещано, проявился признак беды. У царя и всех его людей без исключения лица и тела стали подобны жёлтой сере. Тогда люди пришли к царю с жалобами и требованием не допустить беды. Растерянный царь, не зная, что сказать, предложил обратиться с мольбой к идолам – отвести беду. И народ, совершая поклоны и жертвоприношения, стал молиться и просить идолов. Но безмолвные идолы не оправдали их надежд – и жертвоприношения оказались напрасными. 


По велению Господа ангел Джабраиль عليه السلام привёл чёрную как ночь тучу, несущую муки жара, и она окутала их. И опять люди были вынуждены обратиться к царю избавить их от этого наказания. Царь впал в отчаяние, ситуация была безвыходной, и тогда, по милости Всевышнего, он произнёс слова истины.


Начав со слов «Моё мнение таково...», царь предложил: «Пусть каждый из вас уничтожит своих идолов». Все идолы без исключения были уничтожены – народ был зол на них. И далее царь дал людям совет с наставлением и велел найти пророка Юнуса عليه السلام, чтобы тот стал для них наставником.

(Продолжение следует.)
 

Из книги «История пророков» 
шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Также в рубрике

Сказание о пророке Джарджисе u

Это очень расстроило царя, и он задумался, как ему быть. Опасаясь, что Джарджис u может навредить ему, царь

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Известно, что когда-то жил один богатый благочестивый человек по имени Джарджис, занимался он торговлей. Он

Сказание об асхабах аль-Кахфи

Впереди шёл Йамлиха, а за ним – люди, которых царь отправил сопровождать его. Они с трудом добрались до

Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

Коротко расскажем об асхабах аль-Кахфи («отроках пещеры»), упомянутых Всевышним в Коране.