20 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.04.2020 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершать намаз в медицинской маске, которая при саджда (земной поклон) становится преградой, так как закрывает нос? 2. – Подруга предложила мне (я замужем) поработать секретарём у её мужа в офисе. Кабинет отдельный, но я должна быть с ним в непосредственном контакте (письма, кофе, выполнение его поручений). У меня сомнения – можно ли мне устроиться на такую работу? 3. – Можно ли нецензурно выражаться перед женой? 4. – Можно ли вместе с десятимесячным ребёнком зайти в дом умершей бабушки, чтобы проститься с ней? 5. – Во время поста я иногда споласкиваю рот. Можно ли так делать, или это нежелательно? 6. – Я врач, оказывая неотложную помощь, не всегда успеваю вовремя совершить намаз. Как мне быть: выполнять свой фарз (обязательный) намаз или спасать жизнь человека? 7. – Если уже совершил обязательный намаз, то можно ли его выполнить заново с джамаатом (коллективно)? И есть ли разница в том, как совершаешь его второй раз: следуя за имамом или в качестве имама? 8. – Как правильно (по Шариату) поступить, если на мессенджеры номера телефона женщины приходят различные сообщения от посторонних мужчин? 9. – Если всегда думал, что выход газов не нарушает омовение, как возмещать намазы? Ведь сколько и какие намазы совершил так, трудно вспомнить. 10. – Если время намаза уже заканчивается, а ты не успеваешь переодеться в чистую одежду и сделать омовение, можно совершить намаз в той одежде, в которую одет, и без омовения? 11. – Можно ли читать зикр (поминание Всевышнего) или салават (чтение благословения Пророка ﷺ) без омовения, если нет возможности совершить его? 12. – Если в четырёх- или трёхракаатном намазе имам после второго ракаата сразу встал на третий, не прочитав сидя «Ат-Тахият», то как поступить в данном случае тем, кто молится за ним? Стоит ли им дочитать «Ат-Тахият» или сразу подняться, следуя за имамом? 13. – Достаточно ли трёх человек для того, чтобы джума (пятничный) намаз считался исполненным? И можно ли, чтобы одной из них была женщина?

1. – Можно ли совершать намаз в медицинской маске, которая при саджда (земной поклон) становится преградой, так как закрывает нос?

– По ханафитскому мазхабу, прикладывание носа к полу во время саджда является обязательным (ваджиб), однако эта преграда не нарушает намаз. Но будет правильным во время намаза снять маску либо опустить её ниже носа.

 

2. – Подруга предложила мне (я замужем) поработать секретарём у её мужа в офисе. Кабинет отдельный, но я должна быть с ним в непосредственном контакте (письма, кофе, выполнение его поручений). У меня сомнения – можно ли мне устроиться на такую работу? 

– Уединение и пребывание в одном помещении мужчин и женщин немахрамов (махрам – близкий родственник: отец, брат, дядя и т. п.) запрещено, будь они даже самыми лучшими, богобоязненными или пожилого возраста. Запрещено это для их же благополучия в обоих мирах, ибо этот запрет уменьшает вероятность совершения греха. Да и вашему мужу вряд ли понравится, что вы остаётесь наедине с посторонним мужчиной. Это также может стать причиной для ревности и ухудшения отношений между вами. 


В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Пусть не уединяются мужчина с женщиной, и женщина пусть не отправляется в дорогу иначе, кроме как с махрамом» (аль-Бухари, Муслим).


Исходя из вышесказанного, становится ясно, что нахождение с посторонним человеком наедине недопустимо, а в вашем случае так и получится, поэтому советуем отказаться от этой работы и найти более подходящую.
 

3. – Можно ли нецензурно выражаться перед женой? 

– Сквернословить, использовать в речи ненормативную лексику запретно перед кем бы то ни было, даже наедине. 


Сообщается от Абу ад-Дарда رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ничего тяжелее в Судный день на весах верующего, чем хороший нрав. Поистине, Аллах I ненавидит говорящего непристойности и сквернословия» (ат-Тирмизи).


Когда человек совершает подобный грех, ещё и перед людьми, будь то жена, дети или кто-либо, то тяжесть этого греха усиливается многократно и в Судный день эти люди будут свидетельствовать против него в этом грехе. 

 

4. – Можно ли вместе с десятимесячным ребёнком зайти в дом умершей бабушки, чтобы проститься с ней? 

– В этом нет ничего запретного. Но следует учесть, что горестная атмосфера в доме, вид тела умершей бабушки могут вызвать испуг у ребёнка, что неблагоприятно отразится на его психическом здоровье. 

 

5. – Во время поста я иногда споласкиваю рот. Можно ли так делать, или это нежелательно? 

– Сполоснуть рот допускается, даже если это делается не во время омовения. Однако не стоит полоскать рот, проявляя тщательность, так как это может привести к попаданию воды в горло и тем самым пост нарушится («Марак аль-Фалях»). 

 

6. – Я врач, оказывая неотложную помощь, не всегда успеваю вовремя совершить намаз. Как мне быть: выполнять свой фарз (обязательный) намаз или спасать жизнь человека?

– В случае, когда врач опасается, что, если он отложит оказание своевременной помощи, жизни человека (даже одному из его органов или частей тела) будет угрожать опасность, он обязан отложить совершение намаза («Марак аль-Фалях», «Хашияту Тахтави»).

 

7. – Если уже совершил обязательный намаз, то можно ли его выполнить заново с джамаатом (коллективно)? И есть ли разница в том, как совершаешь его второй раз: следуя за имамом или в качестве имама? 

– По ханафитскому мазхабу, совершить обязательный намаз можно повторно – следуя за имамом, однако это касается только обеденной и ночной молитвы. Повторно совершать за имамом утренний, послеобеденный и вечерний намазы нежелательно (карахат).

 

Причина такого разного подхода в том, что повторный намаз будет считаться дополнительным (нафиль), так как обязательный уже исполнен первым намазом. И поскольку повторный будет считаться дополнительным, его нежелательно совершать после утреннего и предвечернего намазов, так же как и остальные дополнительные намазы.

 

А что касается нежелательности повтора вечернего намаза, то это потому, что дополнительного намаза из нечётного количества ракаатов не бывает. После обеденного и ночного намазов нет нежелательности в совершении дополнительных намазов, поэтому их повторное совершение, вслед за имамом, допускается. 


Повторно совершать обязательный намаз в качестве имама не допускается, так как намаз имама в данном случае будет считаться дополнительным. А тот, кто совершает такой намаз, не может быть имамом для тех, кто совершает свой обязательный намаз (фарз).
 

8. – Как правильно (по Шариату) поступить, если на мессенджеры номера телефона женщины приходят различные сообщения от посторонних мужчин? 

– Если посторонние мужчины пишут с целью пообщаться с ней, познакомиться или с другими подобными целями, то запрещается им отвечать и вести с ними разъяснительную переписку, ей следует их заблокировать. 

 

9. – Если всегда думал, что выход газов не нарушает омовение, как возмещать намазы? Ведь сколько и какие намазы совершил так, трудно вспомнить. 

– В таком случае их следует возместить следующим образом: сделать намерение возместить, например, «последний пропущенный мною утренний намаз». После того как возместите его, последним пропущенным будет уже предыдущий. И таким образом следует делать намерение на каждый следующий возмещаемый намаз. 

 

10. – Если время намаза уже заканчивается, а ты не успеваешь переодеться в чистую одежду и сделать омовение, можно совершить намаз в той одежде, в которую одет, и без омовения?

– Даже если опасаетесь, что время совершения обязательной пятикратной молитвы подходит к концу, вы обязаны совершить омовение и надеть чистую от наджасы (нечистот) одежду. Если не успеете, то необходимо возместить этот намаз.

 

11. – Можно ли читать зикр (поминание Всевышнего) или салават (чтение благословения Пророка ) без омовения, если нет возможности совершить его? 

– Да, это разрешено. Однако очень желательно, по возможности, читать зикр или салават именно в омовении. 

 

12. – Если в четырёх- или трёхракаатном намазе имам после второго ракаата сразу встал на третий, не прочитав сидя «Ат-Тахият», то как поступить в данном случае тем, кто молится за ним? Стоит ли им дочитать «Ат-Тахият» или сразу подняться, следуя за имамом? 

– Если имам в обязательном намазе после второго ракаата встал на третий ракаат, то ему уже нельзя возвращаться к положению сидя. В конце намаза он должен сделать суджуд сахви (земной поклон в качестве искупления ошибки в намазе). А те, кто совершал за ним намаз, должны последовать за ним, то есть сразу встать на третий ракаат, иначе у них нарушится намаз («Марак аль-Фалях»).

 

13.  – Достаточно ли трёх человек для того, чтобы джума (пятничный) намаз считался исполненным? И можно ли, чтобы одной из них была женщина? 

– Одним из условий действительности пятничного намаза является наличие трёх совершеннолетних мужчин, помимо имама. То есть четыре человека. Пятничный намаз недействителен, если за имамом следовали женщина и двое мужчин или же ребёнок и двое мужчин. 
Если же при наличии этого количества мужчин за имамом следовали также и женщины, то их намаз будет действительным («Любаб фи шарх аль-Китаб», «Марак аль-Фалях) .