Ответы на вопросы от 15.04.2020 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершать намаз в медицинской маске, которая при саджда (земной поклон) становится преградой, так как закрывает нос?
– По ханафитскому мазхабу, прикладывание носа к полу во время саджда является обязательным (ваджиб), однако эта преграда не нарушает намаз. Но будет правильным во время намаза снять маску либо опустить её ниже носа.
2. – Подруга предложила мне (я замужем) поработать секретарём у её мужа в офисе. Кабинет отдельный, но я должна быть с ним в непосредственном контакте (письма, кофе, выполнение его поручений). У меня сомнения – можно ли мне устроиться на такую работу?
– Уединение и пребывание в одном помещении мужчин и женщин немахрамов (махрам – близкий родственник: отец, брат, дядя и т. п.) запрещено, будь они даже самыми лучшими, богобоязненными или пожилого возраста. Запрещено это для их же благополучия в обоих мирах, ибо этот запрет уменьшает вероятность совершения греха. Да и вашему мужу вряд ли понравится, что вы остаётесь наедине с посторонним мужчиной. Это также может стать причиной для ревности и ухудшения отношений между вами.
В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Пусть не уединяются мужчина с женщиной, и женщина пусть не отправляется в дорогу иначе, кроме как с махрамом» (аль-Бухари, Муслим).
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что нахождение с посторонним человеком наедине недопустимо, а в вашем случае так и получится, поэтому советуем отказаться от этой работы и найти более подходящую.
3. – Можно ли нецензурно выражаться перед женой?
– Сквернословить, использовать в речи ненормативную лексику запретно перед кем бы то ни было, даже наедине.
Сообщается от Абу ад-Дарда رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ничего тяжелее в Судный день на весах верующего, чем хороший нрав. Поистине, Аллах I ненавидит говорящего непристойности и сквернословия» (ат-Тирмизи).
Когда человек совершает подобный грех, ещё и перед людьми, будь то жена, дети или кто-либо, то тяжесть этого греха усиливается многократно и в Судный день эти люди будут свидетельствовать против него в этом грехе.
4. – Можно ли вместе с десятимесячным ребёнком зайти в дом умершей бабушки, чтобы проститься с ней?
– В этом нет ничего запретного. Но следует учесть, что горестная атмосфера в доме, вид тела умершей бабушки могут вызвать испуг у ребёнка, что неблагоприятно отразится на его психическом здоровье.
5. – Во время поста я иногда споласкиваю рот. Можно ли так делать, или это нежелательно?
– Сполоснуть рот допускается, даже если это делается не во время омовения. Однако не стоит полоскать рот, проявляя тщательность, так как это может привести к попаданию воды в горло и тем самым пост нарушится («Марак аль-Фалях»).
6. – Я врач, оказывая неотложную помощь, не всегда успеваю вовремя совершить намаз. Как мне быть: выполнять свой фарз (обязательный) намаз или спасать жизнь человека?
– В случае, когда врач опасается, что, если он отложит оказание своевременной помощи, жизни человека (даже одному из его органов или частей тела) будет угрожать опасность, он обязан отложить совершение намаза («Марак аль-Фалях», «Хашияту Тахтави»).
7. – Если уже совершил обязательный намаз, то можно ли его выполнить заново с джамаатом (коллективно)? И есть ли разница в том, как совершаешь его второй раз: следуя за имамом или в качестве имама?
– По ханафитскому мазхабу, совершить обязательный намаз можно повторно – следуя за имамом, однако это касается только обеденной и ночной молитвы. Повторно совершать за имамом утренний, послеобеденный и вечерний намазы нежелательно (карахат).
Причина такого разного подхода в том, что повторный намаз будет считаться дополнительным (нафиль), так как обязательный уже исполнен первым намазом. И поскольку повторный будет считаться дополнительным, его нежелательно совершать после утреннего и предвечернего намазов, так же как и остальные дополнительные намазы.
А что касается нежелательности повтора вечернего намаза, то это потому, что дополнительного намаза из нечётного количества ракаатов не бывает. После обеденного и ночного намазов нет нежелательности в совершении дополнительных намазов, поэтому их повторное совершение, вслед за имамом, допускается.
Повторно совершать обязательный намаз в качестве имама не допускается, так как намаз имама в данном случае будет считаться дополнительным. А тот, кто совершает такой намаз, не может быть имамом для тех, кто совершает свой обязательный намаз (фарз).
8. – Как правильно (по Шариату) поступить, если на мессенджеры номера телефона женщины приходят различные сообщения от посторонних мужчин?
– Если посторонние мужчины пишут с целью пообщаться с ней, познакомиться или с другими подобными целями, то запрещается им отвечать и вести с ними разъяснительную переписку, ей следует их заблокировать.
9. – Если всегда думал, что выход газов не нарушает омовение, как возмещать намазы? Ведь сколько и какие намазы совершил так, трудно вспомнить.
– В таком случае их следует возместить следующим образом: сделать намерение возместить, например, «последний пропущенный мною утренний намаз». После того как возместите его, последним пропущенным будет уже предыдущий. И таким образом следует делать намерение на каждый следующий возмещаемый намаз.
10. – Если время намаза уже заканчивается, а ты не успеваешь переодеться в чистую одежду и сделать омовение, можно совершить намаз в той одежде, в которую одет, и без омовения?
– Даже если опасаетесь, что время совершения обязательной пятикратной молитвы подходит к концу, вы обязаны совершить омовение и надеть чистую от наджасы (нечистот) одежду. Если не успеете, то необходимо возместить этот намаз.
11. – Можно ли читать зикр (поминание Всевышнего) или салават (чтение благословения Пророка ﷺ) без омовения, если нет возможности совершить его?
– Да, это разрешено. Однако очень желательно, по возможности, читать зикр или салават именно в омовении.
12. – Если в четырёх- или трёхракаатном намазе имам после второго ракаата сразу встал на третий, не прочитав сидя «Ат-Тахият», то как поступить в данном случае тем, кто молится за ним? Стоит ли им дочитать «Ат-Тахият» или сразу подняться, следуя за имамом?
– Если имам в обязательном намазе после второго ракаата встал на третий ракаат, то ему уже нельзя возвращаться к положению сидя. В конце намаза он должен сделать суджуд сахви (земной поклон в качестве искупления ошибки в намазе). А те, кто совершал за ним намаз, должны последовать за ним, то есть сразу встать на третий ракаат, иначе у них нарушится намаз («Марак аль-Фалях»).
13. – Достаточно ли трёх человек для того, чтобы джума (пятничный) намаз считался исполненным? И можно ли, чтобы одной из них была женщина?
– Одним из условий действительности пятничного намаза является наличие трёх совершеннолетних мужчин, помимо имама. То есть четыре человека. Пятничный намаз недействителен, если за имамом следовали женщина и двое мужчин или же ребёнок и двое мужчин.
Если же при наличии этого количества мужчин за имамом следовали также и женщины, то их намаз будет действительным («Любаб фи шарх аль-Китаб», «Марак аль-Фалях) .