Ответы на вопросы от 15.04.2020 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершать намаз в медицинской маске, которая при саджда (земной поклон) становится преградой, так как закрывает нос? 2. – Подруга предложила мне (я замужем) поработать секретарём у её мужа в офисе. Кабинет отдельный, но я должна быть с ним в непосредственном контакте (письма, кофе, выполнение его поручений). У меня сомнения – можно ли мне устроиться на такую работу? 3. – Можно ли нецензурно выражаться перед женой? 4. – Можно ли вместе с десятимесячным ребёнком зайти в дом умершей бабушки, чтобы проститься с ней? 5. – Во время поста я иногда споласкиваю рот. Можно ли так делать, или это нежелательно? 6. – Я врач, оказывая неотложную помощь, не всегда успеваю вовремя совершить намаз. Как мне быть: выполнять свой фарз (обязательный) намаз или спасать жизнь человека? 7. – Если уже совершил обязательный намаз, то можно ли его выполнить заново с джамаатом (коллективно)? И есть ли разница в том, как совершаешь его второй раз: следуя за имамом или в качестве имама? 8. – Как правильно (по Шариату) поступить, если на мессенджеры номера телефона женщины приходят различные сообщения от посторонних мужчин? 9. – Если всегда думал, что выход газов не нарушает омовение, как возмещать намазы? Ведь сколько и какие намазы совершил так, трудно вспомнить. 10. – Если время намаза уже заканчивается, а ты не успеваешь переодеться в чистую одежду и сделать омовение, можно совершить намаз в той одежде, в которую одет, и без омовения? 11. – Можно ли читать зикр (поминание Всевышнего) или салават (чтение благословения Пророка ﷺ) без омовения, если нет возможности совершить его? 12. – Если в четырёх- или трёхракаатном намазе имам после второго ракаата сразу встал на третий, не прочитав сидя «Ат-Тахият», то как поступить в данном случае тем, кто молится за ним? Стоит ли им дочитать «Ат-Тахият» или сразу подняться, следуя за имамом? 13. – Достаточно ли трёх человек для того, чтобы джума (пятничный) намаз считался исполненным? И можно ли, чтобы одной из них была женщина?

статья опубликована в номере: 8 (597) / от 15 апреля 2020 (Шахбан 1441 г.)
265

1. – Можно ли совершать намаз в медицинской маске, которая при саджда (земной поклон) становится преградой, так как закрывает нос?

– По ханафитскому мазхабу, прикладывание носа к полу во время саджда является обязательным (ваджиб), однако эта преграда не нарушает намаз. Но будет правильным во время намаза снять маску либо опустить её ниже носа.

 

2. – Подруга предложила мне (я замужем) поработать секретарём у её мужа в офисе. Кабинет отдельный, но я должна быть с ним в непосредственном контакте (письма, кофе, выполнение его поручений). У меня сомнения – можно ли мне устроиться на такую работу? 

– Уединение и пребывание в одном помещении мужчин и женщин немахрамов (махрам – близкий родственник: отец, брат, дядя и т. п.) запрещено, будь они даже самыми лучшими, богобоязненными или пожилого возраста. Запрещено это для их же благополучия в обоих мирах, ибо этот запрет уменьшает вероятность совершения греха. Да и вашему мужу вряд ли понравится, что вы остаётесь наедине с посторонним мужчиной. Это также может стать причиной для ревности и ухудшения отношений между вами. 


В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Пусть не уединяются мужчина с женщиной, и женщина пусть не отправляется в дорогу иначе, кроме как с махрамом» (аль-Бухари, Муслим).


Исходя из вышесказанного, становится ясно, что нахождение с посторонним человеком наедине недопустимо, а в вашем случае так и получится, поэтому советуем отказаться от этой работы и найти более подходящую.
 

3. – Можно ли нецензурно выражаться перед женой? 

– Сквернословить, использовать в речи ненормативную лексику запретно перед кем бы то ни было, даже наедине. 


Сообщается от Абу ад-Дарда رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ничего тяжелее в Судный день на весах верующего, чем хороший нрав. Поистине, Аллах I ненавидит говорящего непристойности и сквернословия» (ат-Тирмизи).


Когда человек совершает подобный грех, ещё и перед людьми, будь то жена, дети или кто-либо, то тяжесть этого греха усиливается многократно и в Судный день эти люди будут свидетельствовать против него в этом грехе. 

 

4. – Можно ли вместе с десятимесячным ребёнком зайти в дом умершей бабушки, чтобы проститься с ней? 

– В этом нет ничего запретного. Но следует учесть, что горестная атмосфера в доме, вид тела умершей бабушки могут вызвать испуг у ребёнка, что неблагоприятно отразится на его психическом здоровье. 

 

5. – Во время поста я иногда споласкиваю рот. Можно ли так делать, или это нежелательно? 

– Сполоснуть рот допускается, даже если это делается не во время омовения. Однако не стоит полоскать рот, проявляя тщательность, так как это может привести к попаданию воды в горло и тем самым пост нарушится («Марак аль-Фалях»). 

 

6. – Я врач, оказывая неотложную помощь, не всегда успеваю вовремя совершить намаз. Как мне быть: выполнять свой фарз (обязательный) намаз или спасать жизнь человека?

– В случае, когда врач опасается, что, если он отложит оказание своевременной помощи, жизни человека (даже одному из его органов или частей тела) будет угрожать опасность, он обязан отложить совершение намаза («Марак аль-Фалях», «Хашияту Тахтави»).

 

7. – Если уже совершил обязательный намаз, то можно ли его выполнить заново с джамаатом (коллективно)? И есть ли разница в том, как совершаешь его второй раз: следуя за имамом или в качестве имама? 

– По ханафитскому мазхабу, совершить обязательный намаз можно повторно – следуя за имамом, однако это касается только обеденной и ночной молитвы. Повторно совершать за имамом утренний, послеобеденный и вечерний намазы нежелательно (карахат).

 

Причина такого разного подхода в том, что повторный намаз будет считаться дополнительным (нафиль), так как обязательный уже исполнен первым намазом. И поскольку повторный будет считаться дополнительным, его нежелательно совершать после утреннего и предвечернего намазов, так же как и остальные дополнительные намазы.

 

А что касается нежелательности повтора вечернего намаза, то это потому, что дополнительного намаза из нечётного количества ракаатов не бывает. После обеденного и ночного намазов нет нежелательности в совершении дополнительных намазов, поэтому их повторное совершение, вслед за имамом, допускается. 


Повторно совершать обязательный намаз в качестве имама не допускается, так как намаз имама в данном случае будет считаться дополнительным. А тот, кто совершает такой намаз, не может быть имамом для тех, кто совершает свой обязательный намаз (фарз).
 

8. – Как правильно (по Шариату) поступить, если на мессенджеры номера телефона женщины приходят различные сообщения от посторонних мужчин? 

– Если посторонние мужчины пишут с целью пообщаться с ней, познакомиться или с другими подобными целями, то запрещается им отвечать и вести с ними разъяснительную переписку, ей следует их заблокировать. 

 

9. – Если всегда думал, что выход газов не нарушает омовение, как возмещать намазы? Ведь сколько и какие намазы совершил так, трудно вспомнить. 

– В таком случае их следует возместить следующим образом: сделать намерение возместить, например, «последний пропущенный мною утренний намаз». После того как возместите его, последним пропущенным будет уже предыдущий. И таким образом следует делать намерение на каждый следующий возмещаемый намаз. 

 

10. – Если время намаза уже заканчивается, а ты не успеваешь переодеться в чистую одежду и сделать омовение, можно совершить намаз в той одежде, в которую одет, и без омовения?

– Даже если опасаетесь, что время совершения обязательной пятикратной молитвы подходит к концу, вы обязаны совершить омовение и надеть чистую от наджасы (нечистот) одежду. Если не успеете, то необходимо возместить этот намаз.

 

11. – Можно ли читать зикр (поминание Всевышнего) или салават (чтение благословения Пророка ) без омовения, если нет возможности совершить его? 

– Да, это разрешено. Однако очень желательно, по возможности, читать зикр или салават именно в омовении. 

 

12. – Если в четырёх- или трёхракаатном намазе имам после второго ракаата сразу встал на третий, не прочитав сидя «Ат-Тахият», то как поступить в данном случае тем, кто молится за ним? Стоит ли им дочитать «Ат-Тахият» или сразу подняться, следуя за имамом? 

– Если имам в обязательном намазе после второго ракаата встал на третий ракаат, то ему уже нельзя возвращаться к положению сидя. В конце намаза он должен сделать суджуд сахви (земной поклон в качестве искупления ошибки в намазе). А те, кто совершал за ним намаз, должны последовать за ним, то есть сразу встать на третий ракаат, иначе у них нарушится намаз («Марак аль-Фалях»).

 

13.  – Достаточно ли трёх человек для того, чтобы джума (пятничный) намаз считался исполненным? И можно ли, чтобы одной из них была женщина? 

– Одним из условий действительности пятничного намаза является наличие трёх совершеннолетних мужчин, помимо имама. То есть четыре человека. Пятничный намаз недействителен, если за имамом следовали женщина и двое мужчин или же ребёнок и двое мужчин. 
Если же при наличии этого количества мужчин за имамом следовали также и женщины, то их намаз будет действительным («Любаб фи шарх аль-Китаб», «Марак аль-Фалях) .
 

 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 1.07.2020 (по Ханафи)

1. Скажите, пожалуйста, можно ли держать дополнительный пост (6 дней месяца Шавваль), если остались долги по

Ответы на вопросы от 15.06.2020 (по Ханафи)

1. Когда посторонний ребёнок становится молочным сыном? 2. Может ли быть подобие Всевышнему Аллаху в

Ответы на вопросы от 1.06.2020 (по Ханафи)

1. Некоторое время назад у меня появился друг. Но недавно мы с ним серьёзно поссорились. И теперь при каждой

Ответы на вопросы от 15.05.2020 (по Ханафи)

1.Мне 34 года, рос в неполной семье. Отец то жил с нами, то нет, а сейчас, когда мы выросли, ему негде жить. Мать