09 Мая
2024 года
поделиться

Дубление кожи

Дублением (дибаг) именуется любое действие, устраняющее дурной запах и препятствующее гниению кожи. Различают два вида дубления:

 Дублением (дибаг) именуется любое действие, устраняющее дурной запах и препятствующее гниению кожи.

 Различают два вида дубления:

 1. Хакики – это дубление как таковое, которое осуществляется с помощью чистых веществ, приготовленных с этой целью (например, с помощью кожуры граната, чернильного ореха, квасцов, соли и тому подобных вещей).  2. Хукми – это то, что служит заменой дублению и достигается в целях устранения дурного запаха и предотвращения процесса гниения путём присыпания кожи землёй, чтобы она впитала влагу, или выставления её на солнце или ветре, чтобы она высохла. Кожа становится чистой после просушки, когда гниение ей уже не угрожает.

  Дубление делает чистой кожу любых животных независимо от того, употребляются они в пищу или нет, на что указывают слова Пророка ﷻ: «После дубления кожа становится чистой» (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷻ сказал: «Любая кожа после дубления становится чистой» (Ат-Тирмизи).

  Дубление служит средством очищения также и сдохших животных, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Ибн Аббас сказал: «(Однажды) вольноотпущеннице (жены Пророка ﷻ) Маймуне досталась в качестве садака овца, которая (через некоторое время) издохла. Проходивший мимо Посланник Аллаха ﷻ спросил: «Почему вы не взяли шкуру (этой овцы), не выдубили и не использовали её?» (Люди) ответили: «Она же подохла!» (Тогда) он сказал: «Запрещается только есть её» (Муслим). Сообщается, что Ибн Даля ас-Саби поведал: «(Однажды) я сказал Ибн Аббасу: «Когда мы бываем в Магрибе, огнепоклонники приносят нам бурдюки с водой и курдючным жиром». Он посоветовал: «Так пей (эту воду)». Я спросил: «Ты так считаешь?» На это Ибн Аббас ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Дубление (кожи) служит средством её очищения» (Муслим).

  Дублёную кожу можно использовать как угодно, но есть кожу мёртвого животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу, запрещается, поскольку Аллах Всевышний ﷻ сказал: «Вам запрещено (употреблять в пищу) мертвечину...», а кожа является частью животного. Кроме того, ранее уже приводились слова Пророка ﷺ, который сказал об овце вольноотпущенницы Маймуны: «Запрещается только есть её». Согласно единодушному мнению ученых, нельзя есть и кожу такого животного, мясо которого запрещено употреблять в пищу, поскольку дубление не имеет большей силы, чем убой скота, а убиение животного, мясо которого нельзя есть, не делает дозволенным употребление его в пищу.

Следует отметить, что совершаемое по Шариату убиение любого животного, за исключением свиньи, делает его кожу чистым, даже если его мясо нельзя употреблять в пищу. Ниже приводятся указания на это. 1. Передают со слов Айши  , что Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Дубление кожи сдохшего животного очищает её» (Ан-Насаи). Сообщается также, что Абдуллах бин Харис сказал: «Дубление любой кожи очищает её» (Ад-Даракутни). 
Эти хадисы указывают на то, что чистым кожу любого животного делает совершаемое по Шариату убиение, заменой которому служит дубление кожи павшего животного.

  Шерсть, волосы, рога, перья, копыта и любые иные части тела мёртвого животного, отделение которых не причинило бы ему боли при жизни, являются чистыми, если на них нет жира. Указанием на это служат следующие сообщения:

1. Слова Пророка ﷻ, который сказал об овце вольноотпущенницы Маймуны: «Запрещается только есть её».

2. Сообщается, что Ибн Аббас رضي الله عنه сказал: «Посланник Аллаха ﷻ запрещал только есть мясо дохлого животного, что же касается кожи, волос и шерсти, то в использовании этого нет ничего дурного» (Ад-Даракутни).

3. О слоновой кости передал Байхаки, что Посланник Аллаха ﷻ использовал из нее расчёску. Имамы Ибн Сирин и Ибрахим говорили, что в торговле слоновой костью нет ничего плохого.

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ
Г. ВОЛГОГРАД 
ALHAJI-1982@MAIL.RU 
WWW.ISLAMVOLGA.RU 
ТЕЛ.: +7-988-960-65-62