Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина может поджидать нас там, где мы меньше всего её ждём. Как много людей, возвращавшихся к своей семье, не дошли до дома – их забирала смерть, уводила в другой мир, где совсем иное положение дел. Поэтому нужно всегда быть готовым встретить окончание своей жизни.

статья опубликована в номере: 8 (597) / от 15 апреля 2020 (Шахбан 1441 г.)
167

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Трое последуют за покойным: его семья, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется. Те, кто вернётся, – это его семья и имущество, а дела его останутся» (аль-Бухари). 


Очень важно каждому человеку заранее составить завещание (васият) – ведь мы не знаем своего срока нахождения в этом мире. Абдулла ибн Умар رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания» (аль-Бухари).


И он (Абдулла ибн Умар رضي الله عنه) после того, как услышал эти слова Посланника Аллаха ﷺ, говорил: «Я не позволил себе после этого провести ни одной ночи, чтобы не было у меня готового завещания» (Ахмад).


Но что представляет собой завещание? Многие ошибочно полагают, что смысл этого документа в том, чтобы при жизни распределить всё своё имущество между детьми, родственниками и т. д. Исходя из этого, некоторые уже при жизни обозначают определённые доли: «Старшему сыну я оставляю свой бизнес, младшему – свой дом, а дочери оставляю всё золото…» – и это ошибочное понимание сути завещания.

 

Шариатом и так уже определены доли каждого из наследников, их не нужно расписывать, да и сам наследник может уйти из жизни раньше, что в корне изменит распределение наследства. Однако можно упомянуть в завещании – и это будет даже очень желательным, ввиду того, что некоторые родственники бывают готовы даже пойти на убийство своего брата, которому отец, например, оставил больше имущества, – побуждение поделить наследство именно так, как того требует Шариат, и никак иначе, ведь любое другое распоряжение будет считаться притеснением (зульм). 


Однако человек может, если желает, при жизни, когда он ещё находится в здравии и безопасности, разделить своё имущество в качестве подарка (не связывая его со смертью и завещанием), например: «Старший сын, я дарю тебе свой бизнес; младший сын, я дарю тебе свой дом; дочь, я дарю тебе своё золото». В этом случае при осуществлении всех условий и правил подарочной сделки имущество переходит к ним и они сразу же считаются полноправными его владельцами.


В завещании человек имеет право распорядиться одной третью своего имущества, но будет предпочтительнее, чтобы оно не достигало этого максимума.


Сообщается, что Сад бин Абу Ваккас رضي الله عنه рассказывал: «В год прощального паломничества я тяжело заболел, и Посланник Аллаха ﷺ часто навещал меня. Однажды я сказал: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег?” На что Пророк ﷺ сказал: “Нет”. Я спросил: “А половину?” Он сказал: “Нет”. Я спросил: “А треть?”

Посланник Аллаха ﷺ ответил: ”Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишёнными средств и (вынужденными) просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради довольства Аллаха ﷻ, и даже за то, что положишь в рот своей жене”» (аль-Бухари).


Поэтому надбавка сверх одной трети считается недействительной, но, так как эта надбавка – доля наследников, то с их дозволения можно будет и осуществить завещанное сверх одной трети.


Также завещание имущества не делается в пользу наследников, так как Шариатом им уже определена их доля.
Посланник Аллаха ﷺ в своей исторической проповеди во время прощального хаджа (хаджат аль-вада) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах дал право каждому наследнику, поэтому нет завещания в пользу кого-либо из них» (ат-Тирмизи).


Желательно завещать из одной трети имущества средства на непрекращающуюся милостыню (садака джария) – на постройку колодца, дороги, мечети и т. д. Тем самым обеспечивая себе награду и после ухода из жизни. Если исполнение завещания поручаете определённому человеку, то предпочтительнее оставлять его близкому бедному родственнику (не наследнику). Запрещено завещать имущество на что-либо запретное, например, на постройку запретных заведений и т. п. В ином случае завещание не будет действительным и его нельзя исполнить. 


Следует упомянуть в завещании свои долги, будь то перед людьми или перед Всевышним Создателем, такие как пост, закят (обязательная милостыня), кафарат (штраф), хадж и т. п.


В завещании желательно также не ограничиваться имущественными вопросами, а упомянуть свидетельство о вере в Аллаха I и Его Посланника ﷺ, о вере в смерть, воскрешение в Судный день. Сделать наставление о том, как следует жить наследникам, родственникам, близким и остальным, о том, чего стоит придерживаться и чего остерегаться.

 

Напомнить о том, что следует похоронить вас согласно Шариату и сунне Пророка ﷺ, чтобы люди не совершали во время похорон запретного, не украшали могилу фотографией и дорогими камнями, чтобы не нанимали плакальщиц и т. п. Обо всём том, что запрещено религией и распространено в определённой местности. Такое завещание делали наши праведные предшественники, стараясь оградить людей от запретного и после смерти.


Завещание желательно записать на бумаге при доверенных свидетелях.

Абдулла Абдулкеримов

Также в рубрике

Особенности поста в месяц Рамадан

В хадисе Пророка e говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада,

Почему пять?

Решения (ахкамы) Шариата (исламского права) делятся на два вида. Есть такие ахкамы, смысл предписания которых

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять