20 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина может поджидать нас там, где мы меньше всего её ждём. Как много людей, возвращавшихся к своей семье, не дошли до дома – их забирала смерть, уводила в другой мир, где совсем иное положение дел. Поэтому нужно всегда быть готовым встретить окончание своей жизни.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Трое последуют за покойным: его семья, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется. Те, кто вернётся, – это его семья и имущество, а дела его останутся» (аль-Бухари). 


Очень важно каждому человеку заранее составить завещание (васият) – ведь мы не знаем своего срока нахождения в этом мире. Абдулла ибн Умар رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания» (аль-Бухари).


И он (Абдулла ибн Умар رضي الله عنه) после того, как услышал эти слова Посланника Аллаха ﷺ, говорил: «Я не позволил себе после этого провести ни одной ночи, чтобы не было у меня готового завещания» (Ахмад).


Но что представляет собой завещание? Многие ошибочно полагают, что смысл этого документа в том, чтобы при жизни распределить всё своё имущество между детьми, родственниками и т. д. Исходя из этого, некоторые уже при жизни обозначают определённые доли: «Старшему сыну я оставляю свой бизнес, младшему – свой дом, а дочери оставляю всё золото…» – и это ошибочное понимание сути завещания.

 

Шариатом и так уже определены доли каждого из наследников, их не нужно расписывать, да и сам наследник может уйти из жизни раньше, что в корне изменит распределение наследства. Однако можно упомянуть в завещании – и это будет даже очень желательным, ввиду того, что некоторые родственники бывают готовы даже пойти на убийство своего брата, которому отец, например, оставил больше имущества, – побуждение поделить наследство именно так, как того требует Шариат, и никак иначе, ведь любое другое распоряжение будет считаться притеснением (зульм). 


Однако человек может, если желает, при жизни, когда он ещё находится в здравии и безопасности, разделить своё имущество в качестве подарка (не связывая его со смертью и завещанием), например: «Старший сын, я дарю тебе свой бизнес; младший сын, я дарю тебе свой дом; дочь, я дарю тебе своё золото». В этом случае при осуществлении всех условий и правил подарочной сделки имущество переходит к ним и они сразу же считаются полноправными его владельцами.


В завещании человек имеет право распорядиться одной третью своего имущества, но будет предпочтительнее, чтобы оно не достигало этого максимума.


Сообщается, что Сад бин Абу Ваккас رضي الله عنه рассказывал: «В год прощального паломничества я тяжело заболел, и Посланник Аллаха ﷺ часто навещал меня. Однажды я сказал: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег?” На что Пророк ﷺ сказал: “Нет”. Я спросил: “А половину?” Он сказал: “Нет”. Я спросил: “А треть?”

Посланник Аллаха ﷺ ответил: ”Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишёнными средств и (вынужденными) просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради довольства Аллаха ﷻ, и даже за то, что положишь в рот своей жене”» (аль-Бухари).


Поэтому надбавка сверх одной трети считается недействительной, но, так как эта надбавка – доля наследников, то с их дозволения можно будет и осуществить завещанное сверх одной трети.


Также завещание имущества не делается в пользу наследников, так как Шариатом им уже определена их доля.
Посланник Аллаха ﷺ в своей исторической проповеди во время прощального хаджа (хаджат аль-вада) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах дал право каждому наследнику, поэтому нет завещания в пользу кого-либо из них» (ат-Тирмизи).


Желательно завещать из одной трети имущества средства на непрекращающуюся милостыню (садака джария) – на постройку колодца, дороги, мечети и т. д. Тем самым обеспечивая себе награду и после ухода из жизни. Если исполнение завещания поручаете определённому человеку, то предпочтительнее оставлять его близкому бедному родственнику (не наследнику). Запрещено завещать имущество на что-либо запретное, например, на постройку запретных заведений и т. п. В ином случае завещание не будет действительным и его нельзя исполнить. 


Следует упомянуть в завещании свои долги, будь то перед людьми или перед Всевышним Создателем, такие как пост, закят (обязательная милостыня), кафарат (штраф), хадж и т. п.


В завещании желательно также не ограничиваться имущественными вопросами, а упомянуть свидетельство о вере в Аллаха I и Его Посланника ﷺ, о вере в смерть, воскрешение в Судный день. Сделать наставление о том, как следует жить наследникам, родственникам, близким и остальным, о том, чего стоит придерживаться и чего остерегаться.

 

Напомнить о том, что следует похоронить вас согласно Шариату и сунне Пророка ﷺ, чтобы люди не совершали во время похорон запретного, не украшали могилу фотографией и дорогими камнями, чтобы не нанимали плакальщиц и т. п. Обо всём том, что запрещено религией и распространено в определённой местности. Такое завещание делали наши праведные предшественники, стараясь оградить людей от запретного и после смерти.


Завещание желательно записать на бумаге при доверенных свидетелях.

Абдулла Абдулкеримов