Ответы на вопросы от 1.04.2020 (по Шафии)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram). 1. – Действителен ли брак (никях), заключённый на условиях, что муж не сможет или не будет обеспечивать будущую супругу? 2. – Имеет ли жена право обратиться к имаму с просьбой о разводе, если муж не обеспечивает её? 3. – Я выращиваю виноград, можно ли мне продавать его, зная, что из него будут делать вино? 4. – Есть ли нежелательность соблюдения суннат-поста в пятницу? 5. – Можно ли женщине выходить из дома, нарядившись и надев украшения? 6. – Обязательно ли после полного омовения делать малое омовение для совершения намаза? 7. – Действителен ли развод, произнесённый в состоянии гнева? 8. – Дозволено ли есть плоды с веток, выступающих за изгородь?

статья опубликована в номере: 7 (596) / от 01 апреля 2020 (Шахбан 1441 г.)
154

1. – Действителен ли брак (никях), заключённый на условиях, что муж не сможет или не будет обеспечивать будущую супругу?

– В книге «Тухфат аль-Мухтадж» имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Если жена согласна, что муж не сможет или не будет обеспечивать её, или она вышла за него, зная об этом, то у неё есть право расторгнуть такой брак после его заключения, потому что ущерб, который она получает, обновляется ежедневно, а её согласие рассматривается всего лишь как обещание. 


Но у неё нет права требовать обеспечения на тот день, когда она согласилась на это условие, а мужу предоставляется отсрочка ещё на три дня (не считая первый день), чтобы изыскать возможность для обеспечения жены».

Заключение:
Брачный договор, заключённый на условиях согласия жены не требовать от мужа материального обеспечения, принимая во внимание определённые обстоятельства, считается действительным. Однако при таком соглашении она по окончании трех дней вправе обратиться к имаму с иском о расторжении брака, если муж не будет её обеспечивать.

 

2. – Имеет ли жена право обратиться к имаму с просьбой о разводе, если муж не обеспечивает её?

– Если муж не в состоянии обеспечить жену, давая ей хотя бы минимум пропитания, одежды и жилья, то жена вправе обратиться к имаму с требованием о расторжении их брака.


Несостоятельностью в обеспечении считается неспособность мужа обеспечить жену минимальным пропитанием, двумя комплектами сезонной (летней и зимней) одежды, дополнительно тёплой верхней одеждой, рассчитанной на холодный сезон, и жильём с условиями, соответствующими её статусу.
 Требовать расторжения брака нельзя, если муж не обеспечивал в прошлом, за исключением жилья, которое остаётся за ним как долг.


Также супруга может потребовать развод, если муж уходит, оставив её без содержания, и его местонахождение неизвестно, а также есть очевидцы, которые засвидетельствуют, что он несостоятелен и не оставил ей имущества, которым она может пользоваться.


Условием же, при котором жена может потребовать у мужа своё содержание, а в дальнейшем и развод при его несостоятельности, является её послушание, то есть соблюдение ею супружеских обязанностей и нахождение в доме, где муж её поселил, то есть чтобы не отлучалась без его разрешения («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»).

 

3. – Я выращиваю виноград, можно ли мне продавать его, зная, что из него будут делать вино?

– В книге «Фатх аль-Вахаб» Закария аль-Ансари пишет: «Из числа недозволенного в торговле является запрет на продажу фиников и винограда, если продавец уверен или допускает вероятность, что покупатель будет изготавливать из них опьяняющие напитки.


А если же нет уверенности, однако есть сомнение в этом или же предположение, тогда продавать такому человеку нежелательно (макрух)».
 

4. – Есть ли нежелательность соблюдения суннат-поста в пятницу?

– Нежелательно (карахат) соблюдать суннат-пост отдельно в пятницу, в субботу или в воскресенье.
Однако это нежелательно только в том случае, если не поститься в предыдущий или в последующий день, как, например, совмещая четверг и пятницу или пятницу с субботой.


Вышеупомянутая нежелательность не относится к возмещаемому обязательному посту, посту обета (назр), штрафному посту (каффарат), даже суннат-посту, который совпал с этим днём, например, когда человек по своему обычаю соблюдает пост через день. Или на один из этих дней (пятница, суббота, воскресенье) приходится день Ашура, день Арафа или середина месяца Шабан, когда также желательно поститься («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани).

 

5. – Можно ли женщине выходить из дома, нарядившись и надев украшения?

– Женщине запрещено выходить в одежде, которая привлекает внимание и притягивает взоры посторонних мужчин. Таковой является одежда, полностью не прикрывающая или сквозь которую виден аврат (запретные части тела), а также одежда из тонкой или облегающей ткани, которая выделяет формы и очертания тела.
Также запретно носить украшения поверх одежды, демонстрируя их, привлекая тем самым к себе внимание.

 

Аргументация:
Передаётся, что Аиша رضي الله عنها рассказывала: «Моя сестра Асма вошла к Посланнику Аллаха ﷺ, облачённая в тонкое одеяние, и Пророк ﷺ отвернулся от неё, сказав: “О Асма, девушке, когда она достигает возраста первой менструации (совершеннолетия), запрещено выставлять напоказ что-либо, кроме этого”, – и он указал на лицо и кисти рук» (Абу Давуд).


Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аз-Заваджир» пишет: «К большим грехам относится ношение женщиной напоказ одежды из тонкой прозрачной ткани, которая не скрывает цвета кожи и выказывает её влечение и привлекательность».


 Имам аз-Захаби говорит: «К деяниям, за которые женщина заслуживает проклятия Всевышнего, относится демонстрация из-под одежды своих украшений из золота или драгоценных камней, а также использование благовоний при выходе из дома, ношение всего, что её украшает, подобно блестящим изделиям из золота и серебра, брюк из шёлка, а также одежды с широкими длинными рукавами. Женщина с подобным поведением подпадает под гнев Всевышнего Аллаха на этом и на том свете».

 

6. – Обязательно ли после полного омовения делать малое омовение для совершения намаза?

– Полное купание бывает двух видов:

1) обязательное полное купание в случае семяизвержения, половой близости, купание после родов или месячных очищений;

2) полное желательное купание, например, пятничное сунна-купание, купание в праздничные дни или в других видах поклонения, где желательно совершить купание.

По поводу обязательного купания ад-Димьяти в книге «Ианат ат-Талибин» пишет следующее: «Если у человека нарушится малое омовение, потом полное ритуальное купание, или наоборот, или оба вместе, то достаточно ритуального купания, даже если не упомянуть в намерении на купание совершение и малого омовения или не соблюсти порядок мытья обязательных частей тела, так как малое омовение входит в полное ритуальное купание.


Если же человек совершает желательное купание, то, для того чтобы одновременно совершить омовение, необходимо соблюсти все условия малого омовения, такие как намерение и последовательность мытья частей тела».

 

7. – Действителен ли развод, произнесённый в состоянии гнева?

– В книге «Фатх аль-Муин» Ахмад ибн Абд уль-Азиз аль-Малибари говорит: «Учёные шафиитского мазхаба единогласны в том, что развод, данный человеком в гневе, действителен, даже если он будет утверждать, что, будучи в ярости, не понимал того, что делает». 


В книге «Ианат ат-Талибин» Абу Бакр ад-Димьяти приводит слова из книги имама ар-Рамли «Таргиб аль-Муштак»: «Когда ар-Рамли спросили, действителен ли развод (талак), данный в состоянии сильного гнева (вплоть до потери рассудка), и можно ли верить мужчине, давшему клятву, что он был в таком состоянии, имам ар-Рамли ответил, что «состояние гнева не считается оправданием, однако если гнев был настолько сильным, что человек лишился разума, тогда это является оправданием в пользу недействительности развода».

Заключение:
Из источников, приведённых выше, следует, что развод, данный в гневе, имеет силу, и он действителен. Но если гнев был настолько чрезмерным, что человек лишился разума и его посчитали умалишённым, то развод в таком состоянии недействителен. 

 

8. – Дозволено ли есть плоды с веток, выступающих за изгородь?

– Если плоды упали с дерева за пределы изгороди или же она полностью отсутствует, то употреблять эти плоды дозволено при наличии общественного положения, указывающего на разрешение хозяев. В остальных случаях употреблять упавшие плоды без разрешения хозяина запрещено.


Если плоды не упали с дерева, то срывать их без разрешения хозяина, по любому положению, нельзя, если только человек не умирает с голоду.


Если плоды были съедены в случае, когда это было запретно, то их необходимо возместить хозяину в денежном эквиваленте. Если хозяин умер, то его наследники имеют право требовать возмещения за него («Тухфат аль-Мухтадж», «Фатава ар-Рамли»).
 

 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 01.06.2019 (по Шафии)

1. Можно ли простить долг человеку, у которого трудное материальное положение, посчитав это закятом со своего

Ответы на вопросы от 15.05.2020 (по Шафии)

1. Есть ли польза для верующего, если его похоронить рядом с авлия (любимцем Аллаха ﷻ), или вред – если рядом с

Ответы на вопросы от 1.05.2020 (по Шафии)

1. Дозволено ли мусульманину красть (отбирать, присваивать) имущество немусульман? 2. Как омывать и хоронить

Ответы на вопросы от 15.04.2020 (по Шафии)

1. – Дозволено ли женщине выходить из дома, надушившись? 2. – Разрешён ли в Исламе временный брак? 3. – Имеет