18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Смысл оживления мёртвых

Если задаться вопросом, как же эти люди умерли дважды, когда людям суждено умирать только один раз, то правильнее всего сказать, что так случилось потому, что такова была воля Всевышнего Аллаха. 

Что касается оживления тех, кто умер раньше отпущенного срока, то сказано, что такое бывает в двух случаях: во-первых, в качестве наказания для умершего, а во-вторых — в качестве назидания для других людей. К примеру, пророк Узайр (библейский Ездра) عليه السلام был оживлён спустя сто лет после смерти. Такая двукратная смерть служит назиданием для людей и для самих оживлённых. Умерщвление же Всевышним тех, кто отказался принять Его назидание, осуществляется в качестве наказания. 


Каемся, о Аллах ﷻ, в каждом грехе и благодарим Тебя, о Дарящий щедрые дары. И вина за ослушание только на нас, и мы надеемся на прощение, так как милость Твоя безгранична. Если Ты не одаришь нас знаниями и деяниями, мы не в силах найти правильный путь. Если в сердцах смута, то разговоры не приведут к согласию, и споров лишь станет больше. Произнося вроде бы мирные речи, некоторые лицемеры хотят перессорить всех, не оставляя и двух людей в согласии. Те, кто сеет смуту под предлогом мира, играют на скрипке войны, призывая людей к ней. 


Чаша насилия переполнилась, и оно проникло в дома многих бедняков. Скольких матерей заставили плакать безжалостные бандиты! Сказано, что после трудностей бывает облегчение; наверное, есть какая-то польза и в этой смуте. Давно пора одуматься разумному человеку, так как Всевышний создал нас не зря. Всему своё время.

 

К примеру, листья и плоды дерева, которые не падают, даже если трясти его, опадают сами, когда приходит срок. Если ковыряться в несозревшем фурункуле, это вызовет осложнение. Сказано ведь, что голову надо перевязывать до того, как она заболит. Поля засевают весной, летом пропалывают, а урожай с них снимают осенью. И не всходят семена в день посева, должен пройти определённый срок – свой для каждого растения. Поймите это.

 

Краткое сказание о велении Всевышнего зарезать корову
 Среди детей Израилевых был богатый человек по имени Амиль. У него не было наследника, кроме бедного двоюродного брата. Однажды утром богача нашли убитым. Толкователи по-разному говорят о мотиве убийства. Согласно одному преданию, его убил из-за наследства двоюродный брат. Родня Амиля взялась за поиски убийцы. В селе начался переполох, но напасть на след убийцы так и не смогли. Как гласит одно предание, убийца бросил тело меж двумя сёлами, чтобы замести следы. Согласно другому преданию, его нашли у ворот дома одного человека. Третья версия гласит, что тело нашли меж двумя из двенадцати ворот большого храма детей Израилевых. 


Родственники Амиля объявили кровную вражду всем, кого они заподозрили в убийстве. Их разногласия переросли в спор, и, чтобы его решить, они обратились к пророку Мусе (Моисею) عليه السلام. Семья убитого требовала возмездия, но требования были отвергнуты, так как у родственников были только подозрения, а свидетелей не было. Перед пророком Мусой عليه السلام обе стороны оказались в равном положении. Не было достаточно доказательств, чтобы вынести решение, так как к этому времени в Таврате (Торе) Всевышний ещё не ниспослал закона о решении спора при помощи клятвы. Потомки Израилевы попросили Мусу عليه السلام обратиться ко Всевышнему Господу с мольбой указать убийцу. И Всемогущий Творец повелел им зарезать корову. 


Когда Муса عليه السلام сообщил о повелении Всевышнего, люди возмутились: «Ты, наверное, шутишь. При чём тут корова?» Им казалось, что решение Господа не соответствует их просьбе, и, не понимая смысла этого решения, они стали возражать посланнику Господа عليه السلام. «Я не шучу, таково повеление Всевышнего», — настаивал Муса عليه السلام. Поверив, они попросили: «Объясни, что это за корова».

 

Их не удовлетворил ответ на этот вопрос, и они ещё несколько раз спросили о возрасте животного, масти, породе и т. п. Если бы они тотчас подчинились велению Господа и зарезали любую корову, этого было бы достаточно. Когда же у них появилось множество вопросов, Всевышний ужесточил требования, и всё воспоследовавшее случилось в соответствии с Его предрешением. 


Согласно одной из версий этого предания, говорится, что среди потомков Израилевых жил праведник со своей женой, и у них, кроме маленького сына, не было детей. У праведника был единственный телёнок, которого он собирался отдать сыну, когда тот вырастет. Праведник привёл телёнка в лес и отпустил, вверив Всевышнему. 
Отец не дожил до совершеннолетия сына.

 

Ребёнка воспитала мать. Мальчик вырос очень набожным и делил ночи на три части: одна — для сна, вторая — для молитв, третья — для помощи матери. Утром же он уходил в лес, заготавливал дрова и продавал их на базаре. Вырученные средства он делил на три части. Треть он раздавал в качестве милостыни (садака), остальное расходовал на пропитание себе и матери. 


Тот телёнок, который был отпущен в лес, вырос и превратился в красивую и крупную корову. Она убегала, словно олень, едва увидев человека. И вот как-то раз мать поведала сыну историю о корове и рассказала, как найти её. Мать описала сыну все приметы животного и научила его, как подозвать корову, когда та будет убегать – связав зов с именем Всевышнего. Мать описала ему удивительную красоту коровы и сказала: «Когда ты посмотришь на неё, тебе покажется, будто от неё исходят лучи света». 


С радостью выполняя повеление матери, сын отправился в лес на поиски коровы. Он увидел корову и сразу же узнал её по описанию. Он позвал её, как научила мать. Услышав его, корова прибежала к мальчику, словно ручная, и спокойно встала перед ним. Мальчик погладил её по лбу, накинул на шею верёвку и повёл домой. 
Затем им повстречался путник, назвавшийся пастухом. Он сказал, что пас коров, и когда, нагрузив быка, хотел пойти домой, бык потерялся. Также он поведал о том, как он устал, как страдал от голода и жажды, и попросил помощи.

 

«Если разрешишь мне сесть на корову, я дам тебе двух коров», — сказал путник. Мальчик, не колеблясь, ответил ему, чтобы тот шёл своей дорогой, уповая на Аллаха I, и добавил: «Всевышний знает, насколько искренне твоё упование на Него, и если оно действительно искреннее, то Его тебе достаточно, а корову мою оставь». Тогда пастух сказал, что даст десять коров, если он разрешит сесть на неё, или пусть продаст ему корову за деньги. Мальчик и не думал принимать его предложение. Он сказал, что мать не давала такого разрешения, и не отступил от своих слов. Вдруг произошло нечто удивительное: перед ним вспорхнула птица, корова тотчас пропала из виду, а путник исчез неизвестно куда. 


Мальчик, как и в первый раз, позвал корову, помянув имя Создателя, и она снова появилась перед ним и объяснила, что тот, кто хотел сесть на неё, был проклятый иблис (сатана). «Если бы проклятый сел на меня, я никогда не вернулась бы к тебе, — сказала она. — Когда ты воззвал именем Господа Ибрахима (Авраама) عليه السلام, то мою уздечку, которую держал иблис, перехватил ангел. Он прогнал сатану, и я смогла вернуться к тебе. Это – благодать матери и результат твоего служения ей». 


Мальчик вернулся к матери с благодатной коровой, в своё время вверенной его отцом на хранение Творцу. Забота матери о ребёнке велика, и женщина беспокоилась о нём. Она сказала сыну продать на базаре корову, чтобы облегчить себе работу, так как ему будет трудно каждый день ходить в лес пасти корову, а ночью заниматься богослужением. Мальчик внял совету матери и спросил, за какую цену продать животное. Мать ответила: «За три динара», – и велела обязательно посоветоваться с ней. 


Когда мальчик отправился на базар, Всемогущий направил к нему ангела в образе покупателя. Он спросил мальчика, сколько стоит корова. Тот ответил: «Три динара», – и добавил, что корову не продаст, пока не посоветуется с матерью. Ангел предложил ему продать её за шесть динаров, не спросив у матери. Мальчик твёрдо ответил, что не отдаст корову даже за золото, равное её весу, без согласия матери. Он вернулся домой, чтобы рассказать обо всём матери, и она разрешила ему продать корову за шесть динаров. 


Мальчик снова пришёл на рынок, ведя за собой корову, и тот человек спросил о его решении. Мальчик сказал, что отдаст корову за цену, которую тот просил – шесть динаров. Ангел предложил ему продать корову за двенадцать динаров, но только не спрашивая у матери. Мальчик не пренебрёг уважением к матери и не согласился на предложенную цену.

 

Опять он вернулся домой и рассказал всё, как было. Тут мать задумалась. Она догадалась, что здесь заключена какая-то мудрость, и поняла, кто этот покупатель. Она сказала сыну, что это не человек, а ангел, которого Всевышний Аллах послал, дабы испытать его, и велела, если тот придёт ещё раз, спросить у него, стоит ли вообще продавать корову. 


Мальчик вернулся на базар, нашёл того человека и спросил его об этом. Ангел посоветовал ему возвращаться с коровой домой и больше не приходить на базар. Он велел ему передать матери, чтобы та не продавала животное, пока к ней не придут покупатели. Ангел рассказал им, что благодаря этой корове будет разоблачён убийца и что пророк Муса عليه السلام придет её покупать. Он велел не отказывать ему. И ещё он наказал им отдать её не меньше, чем за то количество золота, которое заполнит её шкуру. С этими вестями мальчик вернулся домой, ведя за собой корову. Он рассказал всё матери, и та обрадовалась. Праведность сына принесла им огромную благодать.


Потом по повелению Господа и с разрешения пророка Мусы عليه السلام корову зарезали. Всевышний повелел коснуться убитого частью туши животного. Они последовали повелению, и покойник заговорил: «Меня убил такой-то». Назвав имя убийцы, Амиль снова умер. 


Есть разные мнения учёных относительно части туши, которой коснулись убитого. Одна версия гласит, что это был копчик, в другом предании сказано, что это был язык.


Коран приводит множество историй, которые случились тысячелетия назад. Версии одного и того же предания иногда различаются, но это не делает текст Божественного писания менее достоверным. Упомянутая история приведена в Коране – в суре «Аль-Бакара», я же привёл её здесь с надеждой, что это станет назиданием для братьев по вере.


Тайны всего происходящего в мире не постигнет никто, кроме Всевышнего. Неужели не было другого способа найти убийцу, кроме как заставив покойника заговорить? Разве зарезанная корова сама по себе помогла бы убитому ожить и заговорить? Нет, братья, Творец земли и небес делает причиной событий то, что Он пожелает. 

Из книги «История пророков» 
шейха Саида-афанди аль-Чиркави