25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ислам в Еврейской автономной области

Еврейская автономная область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр – город Биробиджан. Образована 7 мая 1934 года. Граничит на юге с Китаем (по реке Амур), на западе – с Амурской областью, на востоке – с Хабаровским краем. ЕАО – единственный субъект Российской Федерации, имеющий статус автономной области, и единственное в мире помимо Израиля еврейское административно-территориальное образование с официальным юридическим статусом.

  История ЕАО

 С древнейших времён на территории Приамурья проживали палеоазиатские, тунгусские, монгольские племена (дауры, дючеры, натки, ороки, гиляки, айны и др.), которые вели кочевой образ жизни. Походы казаков положили начало изучению приамурских земель. Усилиями первопроходцев на амурском речном пути возникали первые остроги и поселения.

 Информация о религиозной ситуации и об истории мусульман в небольшой по территории и по численности населения автономной области очень скудная. Известно, что с начала освоения бассейна реки Амур и побережья Тихого океана русскими людьми с середины XVII века татары-мусульмане принимали участие в этих процессах. Как предприимчивые купцы они объезжали все уголки, изучая потенциальные возможности для расширения своих торговых связей и приобретая новый товар.

 Освоение приамурских земель началось в 1854 году. Большую роль в этом сыграла деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва, удостоенного за заслуги перед Отечеством графского титула с приставкой «Амурский». В 1854 г. он организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения натиска англо-французских завоевателей. В сплавах участвовали регулярные войска, казаки и переселенцы, которые оседали вначале в низовьях реки, а затем расселялись вглубь дальневосточной территории. Особое место среди них занимали забайкальские казаки. На плотах и баржах их доставляли по рекам Амуру и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20–30 вёрст друг от друга для образования непрерывной линии пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций.

 Охрана государственной границы между Россией и Китаем на протяжении 2,5 тыс. вёрст оставалась важнейшей обязанностью казачества. Станицы фактически выполняли функции пограничных постов: из станиц казачьи разъезды выходили на охрану пограничных рубежей Российского государства. С 1861 г. приамурские земли были объявлены царским правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным.

 Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах – до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2–3 года и более. В 1898 г. началось строительство самой значительной грунтовой дороги вдоль Амура («Амурская колесуха»). Строительство «Колесухи», по тем масштабам крупного государственного сооружения, выполнялось трудом арестантов. Протяжённость дороги составляла почти 2,0 тыс. км, на территории области – около 320 км.

 Ежегодно на ней трудилось до 1,0 тыс. арестантов. Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт. На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908–1916 гг.). На её строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.).

  События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. В 1927 г. был определён район будущей колонизации – Биробиджанский. Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. закрепило примерно 4,5 млн га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу. В 1928 г. на территории Биробиджана (территория заселения) насчитывалось до 34,0 тыс. душ, из них 70% русских, 6,8% украинцев, 10% корейцев, 1,6% китайцев, 1% северных народностей. Жили там и татары, которые были хорошими мастерами и умели вести торговые дела.

 Усилившийся приток населения, укрепление межрайонных связей, быстрые темпы развития хозяйства в период 1928– 1934 гг. создали условия для организации Еврейской автономной области, призванной самостоятельно выполнять административно-хозяйственные задачи областного значения. Жесточайшим испытанием для советского государства стала Великая Отечественная война 1941–1945 годов. За годы Великой Отечественной войны только из Биробиджана в Красную армию ушло 6,7 тыс. человек. За отвагу и мужество, трудовой героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, свыше 7,0 тыс. жителей области награждены высокими государственными наградами.

Современная ситуация

 В советский период по направлению после учёбы и по разным причинам на территорию нынешней Еврейской автономной области попадали представители народов Средней Азии и Кавказа. Кто как мог, старался соблюдать свои религиозные традиции: молитву, пост и т.д. После развала СССР верующим была дана возможность свободно исповедовать свою религию и поступать в соответствии с её требованиями. На пятничные намазы, которые проводились сначала в домах активистов, затем в арендуемой квартире, в первое время собиралось от трёх до шести человек.

 По мере распространения в городе вестей о молитвенном помещении община пополнялась новыми прихожанами, и через считанные месяцы арендуемая квартира стала тесной для растущей уммы автономной области. В настоящее время в столице автономии, Биробиджане, есть действующая мечеть, совершаются коллективные молитвы, пятничная и праздничные молитвы. Верующие принимают активное участие в жизни региона. Верующие собираются для совершения богослужений в Ид аль-Фитр, Ид альАдха, Мавлид ан-Наби и другие священные дни и ночи.

 Делегация из Дагестана ежегодно посещает регион в месяц Рабиуль Авваль, проводит встречи с верующими и проводит Мавлид ан-Наби. Как рассказал представитель газеты «Ас-салам» в Биробиджане Магомед Хайрулаев, газету читают в регионе, и она вносит свою лепту в духовно-нравственное оздоровление общества, воспитание веротерпимости и патриотизма. Еврейская автономная область – многоконфессиональная и многонациональная земля, где в мире и согласии представлено всё этноконфессиональное многообразие нашей страны.

 НАИЛЬ ФАЙЗУЛЛИН