20 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.04.2020 (по Ханафи)

1. – Если муж даст жене, у которой менструальный цикл, одновременно троекратный развод, это один или три развода? 2. – Если спирт пролился на одежду, то его надо смывать проточной водой, пока она не станет прозрачной. А если с ткани при этом сходит краска, то нужно ждать, пока вода не перестанет окрашиваться? 3. – Можно ли совершать витр-намаз сидя? И нужно ли его возмещать, если не совершал ранее? 4. – Можно ли читать вечерний и ночной намазы вслух, совершая его одной, если это помогает сосредоточиться? 5. – В священные ночи, например, 27-го числа месяца Рамадан, в мечети джамаатом (коллективно) совершают тасбих-намаз. Дозволено ли нафиль-намаз (желательный – сунна) совершать джамаатом? 6. – Если человек твёрдо пообещал что-то не делать, но потом всё равно сделал, полагается ли за это ему штраф по шариату? 7. – Если в семье молится только жена, то будет ли ей грех за то, что муж не совершает намаз? 8. – Я хочу совершать намаз дома с мужем, коллективно. Как мне нужно встать рядом с ним: справа, чуть отступив, как мужчины, или как-то по-другому? 9. – Если не получается выучить молитву «Кунут», можно ли совершать витр-намаз без неё? 10. – Я болею уже несколько лет, энергии очень мало, тяжело чем-либо заниматься. Насколько должен быть болен человек, чтобы с него была снята обязанность посещения мечети? 11. – Как правильно делать суджуд-тиляват (земной поклон при чтении определённых аятов Корана)? Нужно ли встать, если читал сидя? Нужно ли поднимать руки и делать такбир? Нужно ли садиться после и давать салам в конце?

1. – Если муж даст жене, у которой  менструальный цикл, одновременно троекратный развод, это один или три развода? 

– Великий ханафитский учёный Мухаммад Амин ибн Умар ибн Абидин на данный вопрос ответил следующим образом: «Хвала Всевышнему Аллаху! В этом случае получается три развода, и жена не будет дозволена мужу, пока не выйдет замуж за другого, как об этом говорит Священный Коран. И нет разницы, есть у неё менструальный цикл или нет.

 

На это указывают также предания от Пророка ﷺ и сподвижников. И об этом ясно повествуют книги мазхабов четырёх лучших имамов, и с этим согласились все учёные после начала I века по хиджре (мусульманскому летоисчислению). И не скажет обратного в наше время никто, кроме того, на чьи слова нельзя опираться и чьё мнение не принимается.

 

В книге «Аль-Хуласат» сказано, что есть много книг учёных, которые не берутся в счёт, и если, опираясь на них, судья вынесет решение, что три развода одновременно – это один, то это решение не будет иметь силу. В «Аз-Зайляи» и в других авторитетных трудах в разделе про судейство сказано, что подобные решения не будут иметь силу, если какой-либо судья подтвердит решение о том, что произошёл лишь один развод.

 

И даже если этот вопрос поднимут к тысячам судей и все подтвердят, всё равно такое решение не будет иметь силу, поскольку оно неправильное, противоречит Корану, Сунне и единогласному мнению учёных (иджма)...»

 

2. – Если спирт пролился на одежду, то его надо смывать проточной водой, пока она не станет прозрачной. А если с ткани при этом сходит краска, то нужно ждать, пока вода не перестанет окрашиваться?

– Держать вещь под краном долго, до тех пор пока не пойдёт прозрачная, неокрашенная вода, не нужно. При удалении наджасы (нечистот) проточной водой есть несколько правил:


– если наджаса хорошо видна, например, это кровь, то её достаточно просто смыть, даже если это получится сделать с одного раза;
– если она не видна, то необходимо троекратное смывание проточной водой. При этом необязательно быть уверенным на сто процентов в том, что вода сменилась трижды, а достаточно, чтобы мнение об этом преобладало («Хашияту Тахтави», «Марак аль-Фалях»).
 

 

3. – Можно ли совершать витр-намаз сидя? И нужно ли его возмещать, если не совершал ранее? 

– Витр-намаз относится к ваджибу (обязательное поклонение), и если человек без уважительной причины совершит его сидя, то его намаз недействителен, а если пропускал ранее, то нужно возместить.

 

4. – Можно ли читать вечерний и ночной намазы вслух, совершая его одной, если это помогает сосредоточиться?

– В книге «Марак аль-Фалях» говорится, что, находясь в одиночестве, во время вечернего и ночного намазов читать как вслух, так и про себя (имеется в виду, чтобы слышать самого себя) разрешается.

 

5. – В священные ночи, например, 27-го числа месяца Рамадан, в мечети джамаатом (коллективно) совершают тасбих-намаз. Дозволено ли нафиль-намаз (желательный – сунна) совершать джамаатом?

– Нафиль-намазы не выполняются джамаатом, за исключением намаза-таравих в месяц Рамадан и намаза, совершаемого по случаю затмения солнца, при соблюдении определённых условий. Совершение нафиль-намаза является нежелательным (карахат), если к такому джамаату зовут друг друга, так, что за имамом собираются четыре и более человека, и также если это делают постоянно.

 

Однако такой намаз будет действительным. Если же за имамом совершают намаз двое, то в этом не будет нежелательности, а если трое, то в этом случае есть разногласия среди учёных. Если имам делает, например, тасбих-намаз с джамаатом с намерением обучить верующих, то это допустимо. Те же, кто умеет его совершать, должны совершать нафиль-намаз в одиночку. 

 

6. – Если человек твёрдо пообещал что-то не делать, но потом всё равно сделал, полагается ли за это ему штраф по шариату? 

– Так как это не было клятвой, штраф на него не налагается.

 

7. – Если в семье молится только жена, то будет ли ей грех за то, что муж не совершает намаз?

– Грех муж понесёт сам. Жена же должна побуждать мужа к совершению молитвы – деликатно и мягко. 
 

8. – Я хочу совершать намаз дома с мужем, коллективно. Как мне нужно встать рядом с ним: справа, чуть отступив, как мужчины, или как-то по-другому?

– Когда женщина совершает намаз за имамом, ей необходимо стоять позади него, не рядом. 

9. – Если не получается выучить молитву «Кунут», можно ли совершать витр-намаз без неё?

– Чтение молитвы «Кунут» в витр-намазе является ваджибом (необходимостью), и если человек намеренно её не читает, то намаз необходимо совершить заново. Однако вы можете читать другие молитвы на арабском языке вместо «Кунута», например, «Раббанаа аатина фи-ддуньяя хасанатан ва фи-ль-аахирати хасанатан ва кинаа азааба-ннаар».

 

10. – Я болею уже несколько лет, энергии очень мало, тяжело чем-либо заниматься. Насколько должен быть болен человек, чтобы с него была снята обязанность посещения мечети? 

– Одним из условий обязательного выполнения пятничного намаза джамаатом в мечети является отсутствие болезни. Если человек болеет, то для него ходить на пятничный и праздничный намазы необязательно («Марак аль-Фалях»).

 

11. – Как правильно делать суджуд-тиляват (земной поклон при чтении определённых аятов Корана)? Нужно ли встать, если читал сидя? Нужно ли поднимать руки и делать такбир? Нужно ли садиться после и давать салам в конце?

– Суджуд-тиляват является ваджибом для тех, кто прочитал этот аят или же услышал. Условием же для его выполнения является наличие омовения, закрытие аврата (запретных частей тела) и направление на киблу (Каабу). Совершение этого земного поклона является обязательным (фард).


 Суджуд-тиляват совершается следующим образом. Желательно встать (но можно и сидя), повернуться в направлении киблы, произнести такбир («Аллаху Акбар»), не поднимая рук, и сделать земной поклон. После этого произносят такбир для поднятия из суджуда. Оба такбира являются сунной (желательным). Молитвы «Ат-Тахият» и «Салам» не читаются. Во время суджуда желательно прочесть те же тасбихи (слова прославления Господа), что и в намазе. Если суджуд-тиляват делается в желательных суннат-намазах или вне намаза, то можно прочитать любые молитвы, переданные в хадисах («Марак аль-Фалях»).