Что Кутузов знал о ваххабитах?
В это время Российской империей тридцать один год как правила уроженка Пруссии София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, известная большинству, после перехода в Православие, как императрица Екатерина II.
При ней территория страны расширилась благодаря включению в её состав Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой. А население увеличилось с 23,2 млн (1763) до 37,4 млн (1796), превратив Россию в самую крупную европейскую державу.
Правда, как пишут историки, последнее десятилетие екатерининского царствования было весьма тревожным. Войны с Турцией и Швецией, обострение польского вопроса, а особенно события начавшейся в 1789 году Французской революции – всё это крайне беспокоило стареющую императрицу. Её особо раздражало упоминание слова «якобинец», ставшего символом самого крайнего радикализма.
В этой обстановке Екатерина отправляет чрезвычайным послом в Османскую империю одного из своих лучших генералов и организаторов разведки Михаила Илларионовича Кутузова, который прежде всего должен был «противостоять антироссийскому влиянию якобинской Франции при султанском дворе» (1).
История сохранила переписку Кутузова с крупными российскими чиновниками, военачальниками и его реляции – донесения самой императрице.
Так, в письме от 5 января 1794 года командующему русскими войсками, расположенными на границе с Турцией, Ю. В. Долгорукову Кутузов говорит о неготовности Оттоманской Порты к войне с Россией. Полководец утверждал, что «внутреннее её состояние, колеблющееся различными мятежами», не позволяет Турции этого, тем более что «пограничные её крепости не приведены ещё в оборонительное состояние», в то время как Российская империя, наоборот, «усилилась приобретением части Польши».
Но наше особенное внимание привлекает донесение от 20 января 1794 года, в котором полководец говорит о необходимости борьбы с французским влиянием в Турции и рассказывает Екатерине II о восстании в Аравии.
Напомним, что проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, чьи воззрения впоследствии получили наименование «ваххабизм», а последователей стали называть «ваххабитами», в союзе с вождём одного из аравийских племён Мухаммадом ибн Саудом подняли мятеж против Османской империи и впоследствии распространили своё влияние почти на всю территорию Аравийского полуострова. В 1803 году ваххабитами была захвачена даже Мекка.
Так вот, из письма Михаила Кутузова следовало, что Порта была занята «заботою о мятежнике в Аравии Абдул-Вегабе», действия которого разрушали «богослужение магометанское» и тревожили «ревностных мусульманов» (2).
Об успехах данного мятежа и ответных действиях Османской империи Кутузов узнал от человека, приближённого к капитан-паше (титул командующего флотом Османской империи) и из попавшего к нему «донесения багдадского Али-Паши к Порте по делу в Аравии».
Донесения этих источников были прикреплены к письму полководца к Екатерине, но, насколько нам известно, они по сей день не опубликованы в открытом доступе.
Не знаю, можно ли доподлинно утверждать, что Михаил Кутузов, сообщая о «мятежнике Абдул-Вегабе», имел в виду непосредственно идеолога Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (он умер в 1792 году, а донесение Кутузова – за 1794 год), но, без сомнения, он пишет о смуте ваххабитов, разворачивавшейся именно в эти годы в Аравии.
И даже Михаилу Кутузову было ясно, что ваххабиты несли «правила, разрушающие богослужение магометанское», а сам «Абдул-Вегаб» был «якобинцем», что в терминах того времени подразумевало крайний радикализм и нетерпимость.
О чём, собственно, полководец и докладывал императрице Екатерине.
___________________________
1. Арапов Д. Ю. Посольство М. И. Кутузова в Турцию в 1793–1794 гг. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции 17–19 ноября 2011 г. М., 2011. С. 236–241.
2. Кутузов М. И. Документы. Т. I. М., 1950. С. 298.
Роберт Курбанов