26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.03.2020 (по Шафии)

1. – Можно ли мусульманке оказывать услуги эпиляции (шугаринг) женщинам? 2. – Правда ли, что в месяце Раджаб желательно совершать жертвоприношение (атиру)? 3. – Какой должна быть одежда мусульманки, и может ли она носить брюки вне дома? 4. – Считается ли хулой то, что говорят без конкретизации личности? 5. – Имеет ли жена право после развода требовать у мужа вернуть участок земли, который предоставила ему для постройки дома? 6. – Дозволено ли посещать общественные бассейны, парные и т. п.? 7. – Кем приходятся мужу дети жены от её предыдущего брака? 8. – Надо ли омывать места под складками или рубцами при полном омовении?

1. – Можно ли мусульманке оказывать услуги эпиляции (шугаринг) женщинам?

– Мусульманке разрешено делать эпиляцию, в частности шугаринг, различных частей тела – как мусульманкам, так и немусульманкам.

 

Но эпиляцию между пупком (включительно) и коленями (включительно) делать запрещено (харам), поскольку мусульманке нельзя смотреть на этот участок тела другой мусульманки, а также немусульманки и махрамов (близких родственников).

 

Также мусульманке греховно обнажать для этой процедуры своё тело перед немусульманкой и нечестивой мусульманкой (совершающей большие грехи, например, прелюбодеяние), даже область подмышек. Оголение перед такими женщинами любой части тела, кроме головы, шеи, рук до предплечья и ног до колен – запрещено (харам) («Тухфат аль-Мухтадж»).
 

 

2. – Правда ли, что в месяце Раджаб желательно совершать жертвоприношение (атиру)? 

 – Атиру желательно совершить в первые десять дней месяца Раджаб, а также и в другие месяцы.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Наиболее аргументированным в шафиитском мазхабе является мнение, что атиру желательно совершить, поскольку его подтверждают достоверные хадисы, об этом пишет имам ан-Навави в своей книге “Аль-Маджму”. Утверждение, что хадисы о желательности атиры аннулированы, не установлено, хотя немало алимов фикха (учёных по исламской юриспруденции) и утверждают это».

 

 «Является желательным и фара – закалывание первого приплода, отлучившегося от матери, – как хорошее предзнаменование того, что это животное (мать) будет благодатным и даст большое потомство».
 «Оба эти жертвоприношения являются желательными, так как их целью является раздача мяса нуждающимся, оказание им помощи.

 

Для атиры и фары нет специальных условий, что предусмотрены для жертвоприношения в дни праздника Курбан-байрам».

 

Имам ан-Навави в книге «Равзат ат-Талибин» пишет: «Передано, что имам аш-Шафии сказал: “Если есть возможность для атиры, то будет хорошим деянием делать это ежемесячно’’».
Аш-Ширвани в своих комментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет, что Ибн Сурака говорит: «Самое ценное из жертвоприношений – это жертвоприношение (хадью), связанное с совершением хаджа и умры (малый хадж). Затем идёт жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам (узхия), далее – жертвоприношение, связанное с рождением ребёнка (акик). И потом – атира, а после – фара».

Заключение:
Является желательным (суннат) совершение атиры. Это закалывание любого животного, чьё мясо дозволено употреблять в пищу. Особенно желательно закалывание в первые десять дней месяца Раджаб, а также и в другие месяцы.
Также желательным жертвоприношением является фара. Это закалывание первого приплода животного (овцы, верблюдицы и т. д.) после отлучения от матери. Делается это как хорошее предвестие того, что это животное (мать) будет благодатным и даст большое потомство.
Мясо этих животных желательно раздать нуждающимся. Также разрешается какую-то часть мяса оставить себе.
 

 

3. – Какой должна быть одежда мусульманки, и может ли она носить брюки вне дома?

– Учёные шафиитского мазхаба установили ряд условий, каким должен быть хиджаб (то, чем обязана прикрывать себя женщина) мусульманки: 1. хиджаб не должен быть веществом (подобно краске и т. п.); 2. хиджаб должен закрывать весь аврат (всё тело за исключением овала лица и кистей рук); 3. хиджаб не должен быть из прозрачной ткани.

 

Хиджаб женщины, находящейся в намазе или вне его, должен: 1. закрывать весь аврат; 2. быть изготовлен из  плотной непросвечивающей ткани (надевать облегающую одежду нежелательно, в том числе брюки, шаровары).

 

Если женщина выходит из дома, то её одежда не должна привлекать внимание посторонних мужчин. Соответственно, если женщина надевает брюки, то они не должны быть обтягивающими, пёстрыми, броского цвета. И ношение брюк под платьем – самый предпочтительный вариант, даже если платье покрывает весь аврат и в них нет нужды.

Примечание:
Необходимо также отметить, что одежда мусульманки не должна напоминать мужскую. Даже если намаз, совершённый в такой одежде, будет действительным, ей запишется грех за уподобление мужчинам. Следовательно, традиционно женскую или традиционно мужскую одежду представителям противоположного пола носить запрещено. А критерием определения, какой это фасон – мужской или женский, является общественное мнение (урф) той или иной местности («Аль-Манхадж аль-Кавим», «Бушра аль-Карим шарх на Масаиль ат-Талим», «Файд аль-Кадир»).
 

 

4. – Считается ли хулой то, что говорят без конкретизации личности?

– Хула (гибат) – это упоминание о мусульманине с использованием таких слов, которые не понравились бы ему, независимо от того, будет идти речь о его теле, религиозных или мирских делах, о нём самом, его нравах или внешнем виде, и независимо от того, как были упомянуты эти недостатки: устно, письменно или какими-либо знаками.

 

Если же не конкретизировать того человека, о ком идёт речь, то это не будет считаться хулой. Однако если намёками или чем-то другим дать понять, о ком идёт речь, то это будет считаться хулой. То есть отсутствием конкретики считается упоминание человека в форме, исключающей намёк на личность, о которой идёт речь («Ианат ат-Талибин»).
 

 

5. – Имеет ли жена право после развода требовать у мужа вернуть участок земли, который предоставила ему для постройки дома?

 – Если в момент предоставления участка в пользование условия оговорены не были, то владелец земли имеет право выбрать одно из трёх:
1) оставить строение как есть, но взимая в дальнейшем оплату за аренду земли;
2) разрушить строение, возместив собственнику постройки убыток, то есть средства за дом и стройматериалы, потраченные на его строительство.

Строение при этом оценивается не по рыночной цене, как пригодное для использования, а как здание, подлежащее сносу. Расходы за снос строения несёт хозяин земли, в данном случае жена;
3) собственник земли вправе приобрести это здание не по рыночной цене, а по его себестоимости («Тухфат аль-Мухтадж»).
 

 

6. – Дозволено ли посещать общественные бассейны, парные и т. п.?

– Мужчинам дозволено посещать общественные оздоровительные комплексы, бассейны, парные и т. п. – при условии, что их аврат (область между пупком и коленями) будет прикрыт и они будут избегать смотреть на запретное.

 

Женщинам же посещать бани, парные, бассейны без необходимости или особой причины (например, с целью лечения или при отсутствии условий дома) нежелательно (карахат). Если всё же посещают такие места, то они обязаны закрывать определённые части тела перед другими женщинами и притуплять взор при взгляде на запретное («Аль-Маджму», «Фатх ар-Рахман»).
 

 

7. – Кем приходятся мужу дети жены от её предыдущего брака?

– Дети жены от предыдущего брака не становятся родными для её нынешнего мужа, однако (после близости с ней) её дочери становятся для него махрамами (женщины, на которых не дозволено жениться и прикосновение к которым не нарушает омовения, а нахождение с ними наедине не считается запретным), как и дочери, рождённые от её детей.

 

Следует заметить, что девочка, рождённая женщиной в последующем браке после развода, тоже становится для предыдущего мужа махрамом («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж», «Фатава аль-Халили»).
 

 

8. – Надо ли омывать места под складками или рубцами при полном омовении?

– Условием ритуального купания является доведение воды до всех участков тела, даже если на коже имеются неглубокие складки, рубцы и т. п. Однако если они глубокие, как, например, после операции, ожогов и т. д., то достаточно омыть их сверху («Нихаят аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин», «Хашия ат-Тирмиси»).