05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.02.2020 (по Шафии)

1. – Дозволено ли в Исламе участвовать в гражданской панихиде? 2. – Можно ли в знак выражения глубокого почтения, благодарности или уважения поцеловать руку достойного человека? 3. – Становится ли мусульманин неверным, если не совершает намаз из-за лени? 4. – Имеет ли право больной гриппом не посещать пятничный джума-намаз? 5. – Можно ли спать или сидеть в мечети, опершись на стену? 6. – Какие из суннат-намазов наиболее важны? 7. – Можно ли совершать намаз без головного убора, и есть ли в этом нежелательность? 8. – Как лучше давать милостыню (садака) – скрыто или открыто?

1.  – Дозволено ли в Исламе участвовать в гражданской панихиде?

– Гражданская панихида за покойным является нежелательной церемонией. А если она будет сопровождаться громким плачем, проявлением чрезмерной скорби, печали, досады или отчаяния и для траурного собрания будет отведено специальное место, где люди будут собираться, чтобы проститься с покойным, то – запрещено (харам).

 

Гражданская панихида не запрещена, если люди собираются, чтобы затем участвовать в траурной процессии, и для этого не отводится специальное помещение, а церемония не затягивается. А если всё происходит иначе, то это – грех. И во время гражданской панихиды люди не должны обманывать, приписывая умершему несвойственные ему достоинства. Также нельзя излишне плакать, горевать по покойному.

 

Однако даже при соблюдении всех этих условий данная церемония нежелательна, за исключением гражданской панихиды, например, по умершему учёному-богослову. Если люди всё же собрались на гражданскую панихиду, то лучше ограничиться мольбой о прощении грехов умершего, чем заниматься славословием и т. п. («Тухфат аль-Мухтадж»).

 

2. – Можно ли в знак выражения глубокого почтения, благодарности или уважения поцеловать руку достойного человека?

– Является желательным в знак уважения целовать голову, руку и даже ногу человека, известного своей праведностью, благочестием и почитаемого людьми, а также человека в преклонном возрасте, учёного-богослова (алима, учителя).

 

Также желательно вставать при его появлении. Подобное уважение желательно проявлять и детям по отношению к родителям. Однако нежелательно целовать руку того, кто не отличается этими качествами. Крайне нежелательно делать это из-за того, что человек обладает мирским богатством, властью, благосостоянием и могуществом.

 

Также нежелательно таким людям кланяться и склонять голову в знак приветствия («Тухфат альМухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»).
 

 

3. – Становится ли мусульманин неверным, если не совершает намаз из-за лени?

– Человек, который отрицает обязательность даже одного из пяти обязательных намазов, становится неверным, согласно мнению учёных всех четырёх мазхабов. Человек, который не отрицает обязательности намазов, но не совершает их, например, из-за лени, не впадает в неверие, также согласно мнению учёных четырёх мазхабов («Тухфат аль-Мухтадж», «Радд аль-Мухтар», «Хашия ад-Дусуки», «Кашшаф аль-Кина», «Аль-Мугни ли ибн аль-Кудама»).

 

4. – Имеет ли право больной гриппом не посещать пятничный джума-намаз?

– Человек, больной ОРВИ или гриппом, или имеющий какую-либо другую заразную болезнь, передающуюся воздушно-капельным путём или через прямое контактирование, имеет право не ходить на пятничный намаз.

 

Многие учёные-богословы считают, что такому человеку нужно запрещать приходить на пятничный намаз, любой коллективный намаз, а также пить воду из общественных источников, кранов и т. д., находиться в местах скопления людей. Но если такой человек будет совершать намаз в мечети позади всех или на улице, так, чтобы исключить вероятность заражения других, то ему нельзя запрещать посещать мечеть.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что человеку, больному, например, гриппом, крайне нежелательно посещать мечеть, если есть вероятность заражения других людей, и имамы, заботясь о здоровье прихожан, должны предупреждать их об этом в проповедях («Нихаят аль-Мухтадж», «Аль-Фатава аль-Фикхият аль-Кубра»).
 

5. – Можно ли спать или сидеть в мечети, опершись на стену?

– Разрешается спать в мечети, если человек находится не в состоянии осквернения (когда надо совершить полное купание), если он не занимает лишнего места и не мешает молящимся. В ином случае спать там запрещено (харам). Также разрешается сидеть в мечети, опершись на стену, сидеть в любой позе, лежать на боку, на спине, выпрямлять ноги в любом направлении («Тухфат альМухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Аль-Маджму»).
 

6. – Какие из суннат-намазов наиболее важны? 

 – Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Самым предпочтительным среди желательных намазов является намаз праздника Курбан-байрам (Ид аль-Азха), затем намаз праздника Ураза-байрам (Ид аль-Фитр),

после – намаз при солнечном затмении,

затем – намаз во время лунного затмения,

далее – намаз, совершаемый для дарования дождя,

потом – витр-намаз,

вслед за ним – ратибат-намаз утренней молитвы,

после – остальные ратибат-намазы,

затем – таравих-намаз,

затем – зуха-намаз,

далее – намаз, связанный с окончанием чего-то, подобного суннат-намазу, совершаемому после обхода Каабы, тахият-намаза, с

уннат-намаза после вступления в хадж или умру (малый хадж),

далее – суннат-намаз, совершаемый после омовения,

потом – суннат-намаз, не связанный с причиной, такой как суннат-намаз, совершаемый в полдень» («Тухфат аль-Мухтадж»).


Заключение: 

Из вышесказанного следует, что суннат-намазы имеют разную степень, и вознаграждение за них – неравноценно.
 

 

7. – Можно ли совершать намаз без головного убора, и есть ли в этом нежелательность?

- Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» говорит: «Человеку нежелательно обнажать голову в намазе». Ад-Димьяти в своих субкомментариях к «Иана атТалибин» пишет: «Украшаться в намазе, в том числе надевать головной убор, является желательным действием (сунной)».

 

Далее Ибн Хаджар разъясняет: «Мудрость того, что обнажать голову в намазе нежелательно, заключается в том, что это образ, который противоречит смиренности и скромности в намазе». 


Заключение:

Обнажать голову в намазе нежелательно (макрух), потому что это противоречит сунне и состоянию, в котором должен находиться молящийся.

 

8. – Как лучше давать милостыню (садака) – скрыто или открыто?

– Имам Хатиб аш-Ширбини в книге «Мугни альМухтадж» пишет следующее: «Отдать милостыню скрыто ценнее, чем открыто, поскольку на это указывают слова Корана (смысл):

“Если вы даёте милостыню (искренне и бескорыстно) открыто (так, чтобы об этом узнали другие люди, намереваясь быть примером для них), то это хорошо. А если вы скроете (сделаете благое деяние тайно) и подадите бедным, то это ещё лучше”» (сура «Аль-Бакара, аят 271).

 

В хадисе Посланника Аллаха ﷻ о семерых людях, которых Всевышний укроет под тенью Своего Арша, сказано: «… И тот, кто дал милостыню скрыто от людей, так, что его левая рука не знала, что подавала правая» (аль-Бухари, Муслим).

 

Однако если дающий милостыню – из тех, с кого берут пример, и он даёт её открыто, с намерением, чтобы за ним последовали другие, без показного в деяниях и жажды славы, то такому человеку давать милостыню открыто – лучше».