28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

Тайны исламской поэзии

Что такое поэзия? Ответ на этот вопрос каждый поэт ищет в своём сердце. Но в эпоху халифата и расцвета арабской науки и культуры стихи были словами признания в любви ко Всевышнему и его творению. Время – это материя, в пространстве которой страны и народы переживают свой расцвет и свой упадок. Но ни одна цивилизация не уходит бесследно, знания переходят от одного народа к другому. И литература не была исключением.

Первые поэты Ислама

В своей книге «Арабская литература в Хорезме» арабская исследовательница Хинд Хусейн Таха отмечает, что в тот период арабский язык, имевший статус литературного, пользовался большим уважением. То есть он не только господствовал в науке, став языком учёных и богословов, но и был языком поэтов.  

 

Арабские поэты часто использовали аллегорию, они играли словами как искусные жонглёры. Своими стихами они могли возвысить человека и, напротив, уничтожить. Арабскую поэзию можно разделить на два периода: доисламский, когда существовали очень жёсткие рамки стихосложения. Каждое стихотворение должно было иметь строгое количество «абзацев».

 

В стихах воспевались военачальники и лидеры племён, ну, или, напротив, – высмеивались. Было и второе направление, более фривольное, где в стихах воспевалось вино и любовь к женщинам. Другой период начался с приходом Ислама и Пророка Мухаммада ﷺ.

 

Отношение к поэтам не изменилось, напротив, их значение возросло. Однако изменилось мировоззрение людей, возникли новые ценности и идеалы. В поэзии слышны отзвуки Корана, каждый образ продиктован религиозным чувством. Характерной чертой поэзии исламского периода является глубокая мысль, вкладываемая поэтами в стихи, искренность чувств. Творения поэтов доносят до читателя их бесконечную благодарность Всевышнему. 


Каб ибн Зухайр Примечательна история поэта доисламского периода Каб ибн Зухайра. Он принадлежал к аравийскому племени гатафан и первоначально был противником Пророка ﷺ. Свой талант он использовал в сочинительстве насмешливых стихов, но когда стало понятно, что все его близкие приняли Ислам, а ему грозит смерть, Каб ибн Зухайр испугался.

 

Страшась наказания и желая спасти свою жизнь, пустился в бега. Он скитался, ища надёжного убежища, но нигде не мог найти такового. Страх усиливался, а на сердце лежала тяжесть. Его разыскал брат и предложил ему: «Давай пойдём к Пророку ﷺ. Поистине, он принимает всякого, кто приходит к нему, раскаявшись». Каб ибн Зухайр действительно решил раскаяться.

 

Он отправился в мечеть Пророка ﷺ и совершил за ним утренний намаз. Затем подошёл к Пророку ﷺ, поприветствовал его и спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ, если к тебе придёт, раскаявшись, Каб ибн Зухайр, дашь ли ты ему гарантию безопасности и примешь ли его?»

 

И, услышав положительный ответ Пророка ﷺ, произнёс: «Я – Каб ибн Зухайр, о Посланник Аллаха ﷺ». Затем он стал читать ему свою известную касыду (стихи): Я знал, что, вероятно, Посланник Аллаха ﷺ накажет меня, Но ещё вероятнее было его помилование. Поистине, Посланник Аллаха ﷺ – меч из индийской стали, Извлечённый из ножен меч Аллаха ﷻ, освещающий путь. Каб ибн Зухайр умер в 661 году, но его касыда комментировалась много раз, а в 1816 году в Калькутте был издан её полный перевод с комментариями известных востоковедов.

 

Хасан ибн Сабит

Но наиболее известным поэтом той эпохи был Хасан ибн Сабит из племени хазрадж. До принятия Ислама в стихах он прославлял своё племя, хвалил вино и восторгался женщинами. Но после того как Хасан присоединился к сторонникам Пророка ﷺ, он полностью изменил свой стиль.

 

В своих стихах он вдохновлял воинов Ислама, призывал людей поддержать Мухаммада ﷺ. Будучи слаб здоровьем, он не мог с оружием в руках сражаться за Ислам, но его орудием были его стихи. Его называли Аб уль-Хусам (букв. «отец меча»); согласно одному из источников, такое прозвище он получил за то, что боролся на стороне Мухаммада ﷺ.

 

Почти во всех текстах, в которых речь идёт о Хасане ибн Сабите, упоминается то, что Мухаммад ﷺ велел устроить для него кафедру (минбар) в мечети, с которой он читал стихи. Предположительно, Хасан ибн Сабит является автором первоначальной версии нашида As Subhu Bada Min Tala Atihi.

 

Приведём лишь малый отрывок одного из его произведений: Когда же к нам явился Посланник Господа ﷺ со своей праведностью – после тьмы и насилия, Мы приняли его и не оттолкнули – сразу после того, как явился он к нам из земли Святилища (Мекки). И [мы] сказали: «Ты прав, о Посланник Господа ! Иди к нам, поселись среди нас! Мы свидетельствуем, что ты – слуга Господа, посланный как свет с истинным вероучением.

 

Провозгласи открыто то, что ты скрывал, и ничего не утаивай! Мы и дети наши станем тебе щитом. Мы будем верны тебе, а ты скажи, как быть с добром нашим. Если будут утверждать, будто ты лжец, мы будем на твоей стороне. Так кинь клич, не робей!»

 

А заблудшие со своими сторонниками слетались к нему, рассчитывая, что он будет уничтожен. Но мы встали с мечами рядом с ним, защищая его от заблудших из разных народов. С помощью начищенных до блеска мечей с заострёнными лезвиями, губительными [для врагов], разящими.

 

Которые, если попадают на плотные кости, не отскакивают от них и не зазубриваются. Вот что пронесли мы, наследуя из поколения в поколение сквозь века: прежнюю славу и гордую мощь. Если пройдёт эпоха, готово будет ей продолжение, а произойдёт разлом – начнётся новая. Но если она останется, только мы заслуживаем благоденствия.

 

Данный стих дошёл до нас в передаче Хасана ибн Сабита (ДХС, с. 57–58), а также Ибн Хишама (СН, с. 238–240) и его комментатора ас-Сухайли (1114–1185) (РА, с. 354–356). О том, как развивалась поэзия в более поздний период, мы расскажем в следующих номерах газеты. 


ГУРИЗАДА КАМАЛОВА