05 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 2.15.2020 (по Ханафи)

1. – Действителен ли намаз того, кто суры или молитвы читает с листа или по книге, так как ещё не выучил? 2. – Каково решение по поводу добавления «Бисмиллях» перед дополнительной сурой в намазе? 3. – Можно ли выражать соболезнование родственникам покойного христианина и в какой форме? 4. – Можно ли носить амулет с аятами Корана? 5. – Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисточка сделана из шерсти пони, бывают они и из беличьей шерсти. Строительные кисти, а также натуральные щётки для чистки одежды, обуви изготавливаются чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами? 6. – Разрешено ли для получения шкурок и изготовления из них папах резать новорождённых ягнят? А также недоношенных, – для этого режут беременных овец. 7. – Если человек, зная, что надо совершить намаз, намеренно его не совершает, впадает ли он в неверие? Он не отрицает, что его нужно совершать, но когда приходит время, находит тысячу причин: хочет спать, занят, забыл, некогда… 8. – Один человек претендует на владение всем зданием, другой – только на его половину, и оба приводят соответствующие доводы в свою пользу. Каким должно быть решение? 9. – Может ли свидетель давать показания о факте, которого не видел воочию? 10. – Под угрозой ареста или побоев человека заставили выпить спиртное или съесть свинину. Впадает ли он в грех? 11. – Человек даёт обет больше не носить одежду, которая в этот момент надета на нём, или даёт обет не садиться в транспорт, в котором сидит. Нарушается ли этим его обет? 12. – Если два человека претендуют на супружество с женщиной и приводят явные доводы для этого, то как должен поступить имам? 13. – Расскажите, пожалуйста, какой иск предусмотрен в торговых спорах?

1.  – Действителен ли намаз того, кто суры или молитвы читает с листа или по книге, так как ещё не выучил?

– По мнению имама Абу Ханифы, если человек во время намаза читает аяты с Корана или же по написанным текстам, висящим на стене, не зная их наизусть, то это нарушает намаз. И разницы нет, много прочитал или мало, является он имамом или молящимся в одиночку, не знающим вообще ничего наизусть или же знающим что-либо.

 

Так как намаз – это поклонение, а чтение того, чего не знаешь наизусть, будет подобно обучению. Исключением является человек, который знает наизусть то, что читает с Корана или написанных текстов, так как в этом случае он опирается на то, что выучил, – он не будет считаться тем, кто обучается во время намаза. Ученики же Абу Ханифы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что это не нарушает намаз, но является нежелательным (макрух) («Радд уль-Мухтар»).

 

Исходя из вышесказанного, будет правильным выучить наизусть хотя бы минимум того, что обязательно (фард) читать в намазе. То есть это три маленьких аята или один длинный. Например, тот, кто выучил три аята суры «АльФатиха» и вступительный такбир, уже может совершать намаз, поскольку чтение остального является либо ваджибом, либо сунной.

 

И это не так сложно и не займёт много времени. А при чтении «Ат-Тахийят» можно будет молча выжидать время, за которое его возможно прочитать. То есть уже можно совершать намаз. Но надо постараться выучить хотя бы то, что является ваджибом в намазе. 
 


2.  – Каково решение по поводу добавления «Бисмиллях» перед дополнительной сурой в намазе?

– Чтение «Бисмиллях» перед дополнительной сурой, по единогласному мнению учёных ханафитского мазхаба, является разрешённым и нет в этом нежелательности (карахата). Но является ли это сунной? Некоторые учёные считают, что является, другие же – что нет.

 

В книгах «АзЗахира» и «Аль-Муджтаба» ясно сказано, что если прочитать «Бисмиллях» перед дополнительной сурой, читаемой про себя или вслух, то это будет хорошим делом, по мнению Абу Ханифы. Этому мнению отдали предпочтение аль-Камаль ибн аль-Хумам и его ученик аль-Халяби, так как есть мнение некоторых учёных, что «Бисмиллях» является частью каждой суры. Так сказано в книге «АльБахр» («Радд уль-Мухтар»).


 
3.  – Можно ли выражать соболезнование родственникам покойного христианина и в какой форме?

 – Можно, сказав при этом: «Примите мои соболезнования. Если понадобится помощь, вы можете на меня рассчитывать. Терпения вам от Господа».
 


4.  – Можно ли носить амулет с аятами Корана?

– В книге «Радд уль-Мухтар» сказано: «Не запрещены амулеты, если на них написаны аяты Корана или имена Аллаха ﷻ». Далее пишется: «Учёные сказали, что нежелательны обереги на неарабском языке, а также если неизвестно, что на них написано.

 

Из опасения, что там может быть то, что относится к колдовству или неверию. Что касается амулетов, на которых написаны аяты Корана или мольба ко Всевышнему, то это не запрещено». Ибн Хаджар аль-Аскаляни, говоря о хадисе: «Кто повесил оберег, тот придал Аллаху ﷻ сотоварища», сказал, что имеется в виду то, на чём нет текстов Корана или чего-либо подобного.

 

А что касается того, где есть поминания Аллаха ﷻ, то в этом нет запрета. Абу Давуд и ат-Тирмизи приводят хадис, где говорится, что Абдулла ибн Умар t, сподвижник Пророка ﷺ, писал определённые дуа и вешал их на своих маленьких детей. Об этом говорит имам аль-Мунави в книге «Файз аль-Кадир». 


 
5. – Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисточка сделана из шерсти пони, бывают они и из беличьей шерсти. Строительные кисти, а также натуральные щётки для чистки одежды, обуви изготавливаются чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами?

– Шерсть, волосы животных не являются наджасой (нечистотой). Поэтому такими кисточками можно пользоваться. Но если щётки и кисточки изготовлены из щетины свиньи, то нельзя.

 

6.  – Разрешено ли для получения шкурок и изготовления из них папах резать новорождённых ягнят? А также недоношенных, – для этого режут беременных овец.

 – Резать новорождённых ягнят и из их шкурок шить папахи не запрещено. Что же касается закалывания беременной овцы, которая близка к родам, то, согласно мнению имама Абу Ханифы, это является нежелательным действием (макрух), так как приводит к напрасной гибели плода.

 

То есть умерший ягнёнок будет считаться мертвечиной и его мясо будет недозволенным. Так как при закалывании матери закалывание плода не засчитывается («Ад-Дурр уль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндия»). 


 
7.  – Если человек, зная, что надо совершить намаз, намеренно его не совершает, впадает ли он в неверие? Он не отрицает, что его нужно совершать, но когда приходит время, находит тысячу причин: хочет спать, занят, забыл, некогда…

– Если человек не совершает намаз, не отрицая его обязательности, то он грешник и ему нужно покаяться и начать совершать намаз; если же отрицает обязательность намаза, то он впадает в неверие, так как, когда ктото сделает дозволенное запретным или запретное дозволенным, это приводит к неверию.

 

8.  – Один человек претендует на владение всем зданием, другой – только на его половину, и оба приводят соответствующие доводы в свою пользу. Каким должно быть решение?

 – По мнению Абу Ханифы, 3/4 здания получит первый претендент и 1/4 – второй. Его ученики считали, что 2/3 получит первый и 1/3 – второй претендент («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).


 
9. – Может ли свидетель давать показания о факте, которого не видел воочию?

– Нет, не может, за исключением случаев смерти, бракосочетания и установления родства. В этих случаях достаточно, чтобы он слышал об этом от двух непосредственных свидетелей – мужчин или одного мужчины и двух женщин («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).

 

10. – Под угрозой ареста или побоев человека заставили выпить спиртное или съесть свинину. Впадает ли он в грех?

– Если нет угрозы жизни или здоровью, делать это не дозволено. Если же такая угроза существует, то даже запрещается не выполнять велений притеснителей («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).

 

11.  – Человек даёт обет больше не носить одежду, которая в этот момент надета на нём, или даёт обет не садиться в транспорт, в котором сидит. Нарушается ли этим его обет?

– Если он снимет одежду или выйдет из транспорта сразу после того, как произнесёт слова обета, то он не нарушит его, а если не сделает этого, то обет нарушается («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).

 

12. – Если два человека претендуют на супружество с женщиной и приводят явные доводы для этого, то как должен поступить имам?

– Имам должен спросить у той женщины, кого из них она желает видеть своим супругом. Кого она назовёт, тот и будет им по закону («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).
 
 
13. – Расскажите, пожалуйста, какой иск предусмотрен в торговых спорах?


1. Если одна из сторон претендует на большую или меньшую цену за товар и предъявляет соответствующие доказательства (например, договор купли-продажи в рассрочку), то эти претензии удовлетворяются другой стороной.

2. Если обе стороны предоставили явные доказательства своей правоты, то тяжба решается в пользу того, кто требует большую цену или большее количество товара.

3. Если ни одна из сторон не может представить доказательств, в этом случае, если покупатель не согласится с ценой продавца, договор купли-продажи аннулируется. Имам также может потребовать, чтобы каждая из сторон дала клятву в своей правоте, и первым приносит клятву покупатель. Спор решится в пользу того, кто не откажется от клятвы. Если же обе стороны произнесут клятву в своей правоте, то договор также аннулируется.

4. Если стороны спорят по поводу срока, или возможности возврата, или по поводу невыплаты стоимости, то клятва не требуется, принимаются слова того, кто отрицает претензии истца («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»).