24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Привычка быть несчастным

Простое дело – передвигаться по городу пешком. Но для одного это выглядит большим неудобством, а для другого – бесспорной радостью. Потому что первый – опытный таксист, оказавшийся без авто, а второй – начал ходить после инвалидной коляски...

Причин для радости или подавленности может быть достаточно. Здесь не имеют решающего значения ни возраст, ни состояние здоровья, ни место проживания. Тогда что? А только то, как мы воспринимаем всё, что встречается нам на жизненном пути. По сути, счастье и несчастье – это состояния, одинаково доступные человеку. Каждый выбирает из них то, что для него... привычнее.

 

Как люди привыкают быть несчастными?

Есть некоторые причины, которые всякий раз вызывают в душе чувства, заставляющие человека страдать. Во-первых, это сравнение своей жизни с чужой. Тут, как правило, обнаруживается разница, но не в пользу человека.

 

То ли он сравнивает не так, то ли не с теми. Но факт налицо – у него в жизни «всё хуже», чем у родственника, соседа, коллеги. Чем не «законный» повод ощутить себя несчастным?! Вторая причина вытекает из первой. Чтобы «было, как у людей», человек серьёзно включается в конкурентную гонку.

 

Он пытается добиться тех самых благ, которые дразнят его в чужих жизнях и которые, как он надеется, подарят ему чувство удовлетворения собой и превосходства над другими. Именно с этим он ошибочно связывает своё счастье. Но человека ждёт только разочарование.

 

Потому что на каждое его приобретение найдётся чьё-то ещё более внушительное приобретение, и на каждый успех - чей-то ещё более громкий успех. Ему уже нет покоя и счастья. Потому что он и не заметил, как попался на удочку наглого лжеца – проклятого шайтана.

 

Третья причина «несчастливости» – в том, что человек преувеличивает важность для своей жизни каких-то занятий или людей. Так, семья и дети, любимое дело или интересная учёба, несомненно, важны. Поэтому мы стараемся оберегать эти ценности, насколько возможно.

 

Однако шайтан и тут пытается всё испортить. Он так переворачивает видение ситуации, что человек начинает не просто заботиться о важных сторонах жизни, но абсолютизирует их ценность. Делает их самоцелью и возводит на уровень смысла жизни. 

 

Если вдруг то, ради чего он живёт, не оправдывает его надежд или он лишается этого, то ему грозит даже не несчастье, но полный крах, из-за потери всяких смыслов. Не дай Аллах ﷺ.

 

Почему людям даётся счастье?

В Священном Коране Аллах ﷺ сообщает ключевое знание о цели нашего прихода на землю (смысл): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарийат», аят 56). Разумеется, Всевышний не нуждается в нашем признании Его как Создателя, а также в нашем поклонении Ему.

 

В этом нуждаемся мы. Если человек будет знать о своём предназначении и соответствовать ему, он достигнет полного душевного удовлетворения, то есть счастья. Такое счастье не бьёт в глаза. Оно тихое и светлое, потому что – настоящее. Оно имеет свои чувствительные весы – внутренние, настроенные на искреннее стремление к довольству Творца.

 

Если происходит хоть небольшое отклонение от этой главной жизненной цели, то равновесие сбивается и человек лишается внутреннего покоя и света. Истинное счастье, увы, становится невозможным. Тогда проклятый обманщик начинает подбрасывать человеку суррогаты счастья: обогащение, удовольствия, амбиции и пр.

 

Сами по себе подобные вещи могут быть полезны и ценны для человека. Они не повредят его душе, если он отведёт им определённое место в жизни. Если же, как говорилось выше, они станут самоцелью, то человеку не избежать горького разочарования. Ибо ничто из этого никогда не станет по рангу ни больше, ни вровень с поклонением, о котором говорит Аллах ﷺ.

 

Такое понимание внутренних приоритетов не означает, однако, что мы круглые сутки должны проводить на молельном коврике. А также, что теперь мы охладеем к близким или работе. Конечно, нет. Но это означает, что, поминая Аллаха ﷺ, нам надо будет «встроить» в поклонение всю нашу жизнь.

 

А для этого необходимо любое наше занятие или общение (дозволенные Исламом) охватить правильным намерением, то есть заниматься ими – ради довольства Аллаха ﷺ. Тогда никакие земные дела и интересы не смогут превратиться в идолов для души и нанести ей вред.

 

Более того, посредством «Бисмиллях» («во имя Аллаха ﷺ») мы поднимем их до уровня поклонения Создателю. Тогда и совпадёт наша земная жизнь с той высокой целью, которую определил ей Всевышний. Тогда и обретёт человек себя настоящего. Тогда и будет даровано ему истинное счастье. Аминь.

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА