28 марта
2024 года
поделиться

Очищение – удаление нечистоты с тела

С правовой точки зрения под очищением понимается удаление нечистоты с тела, одежды и места молитвы, а также удаление самого состояния нечистоты – приведение человека в состояние ритуальной чистоты.

 Очищение действительно следующими видами воды:

– дождевой водой,

– колодезной,

– родниковой,

– речной,

– морской (пусть и солёной),

– талой водой из снега и града.

 Приведённый список не является исчерпывающим и лишь даёт примеры природной воды, которая может использоваться для омовения и купания, то есть неизменённой воды. С изменённой водой дело обстоит иначе, и её нельзя называть просто водой, для её точного определения требуется описание причин её изменённости. К изменённой воде относится, например, розовая вода, которую нельзя просто назвать водой без добавления описания «розовая», обусловливающего её изменённость. А, скажем, родниковую или речную воду вполне можно точно определить, просто назвав её водой, без дополнительных описаний. Такая вода может быть использована для очищения до тех пор, пока остаётся очищающей, то есть сохраняет свои природные свойства без смешивания с чем-либо, приводящим к её изменению и тем самым к утрате очищающего качества. Данное правило применяется как к текущей воде, так и к той, что находится в большой ёмкости, то есть ёмкости, поверхность которой составляет как минимум десять на десять локтей, а глубина которой такова, что дно не оголяется при зачерпывании воды (двумя руками). 

 Омовение

 Фарзы

1) Обязательное составляющее (фарз) – это то, из чего состоит действие, и то, что должно быть исполнено для завершения и действительности этого действия. Если хотя бы один фарз упущен, всё действие считается недействительным. Умышленный пропуск фарза – грех.

2) Необходимое составляющее (ваджиб) тоже должно быть исполнено, но его пропуск не приводит к недействительности действия, хотя умышленный его пропуск и является грехом.

 Омовение имеет четыре обязательных составляющих (фарза):

1) Умывание лица (согласно правовому определению, умывание означает дать воде протечь по поверхности так, что вода стекла с неё в виде как минимум двух капель), границы которого: – по длине – от верха лба до низа подбородка для того, у кого нет густой бороды, или до низа бороды (в рамках лица, не ниже подбородка) при наличии густой бороды; в фарзе умывания лица достаточно умыть внешнюю часть густой бороды; густая борода – это та борода, под которой не видно кожи; в случае негустой бороды вода должна дойти до кожи (что обычно само собой достигается, если пропустить воду по лицу); – по ширине – от одной мочки уха до другой, даже если есть борода.
2) Умывание обеих рук до локтей включительно.

3) Протирание (согласно правовому определению, протирание означает положить мокрую руку на часть тела или, если говорить конкретнее, прикосновение влаги к поверхности) четверти головы. Головой здесь считается та её поверхность, что находится выше ушей. Поэтому не следует протирать волосы, висящие ниже ушей, даже если они связаны в узел поверх головы. Нужно протирать те волосы, которые растут из поверхности выше ушей.

4) Промывание обеих ног до лодыжек включительно

 Сунна

 Сунна определяется как то, что Посланник Аллаха ﷺ или его верно ведомые последователи после него регулярно и постоянно совершали, редко пропуская данное действие. Например, призывы на молитву и на её начало (азан и икамат), коллективное совершение молитвы, полоскание рта и носа во время омовения. Однократный пропуск сунны без уважительной причины является несколько неугодным действием (макрух-танзихан) и считается неправильным поступком. Постоянный беспричинный пропуск сунны может быть грехом в зависимости от степени её «муаккада» (важности), поскольку одни сунны важнее других. Но грех при этом считается меньшим, чем от пропуска необходимого (ваджиб) и тем более обязательного. 

 Сунны омовения:

1) Намерение (ният).

2) Использование зубной палочки (сивака); использование зубной палочки считается сунной омовения, а не молитвы. То есть благость 
от неё тем самым добывается для каждой молитвы, совершённой с данным омовением. Если зубной палочки нет или её использование невозможно по медицинским показаниям, то её благость добывается посредством использования вместо неё большого пальца и ещё одного пальца руки.

3) Произнесение имени Аллаха  (тасмия). То есть нужно сказать: «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим».

4) Умывание рук до запястий включительно в начале омовения. Намерение и произнесение имени Аллаха  тоже следует совершать в начале омовения, а зубную палочку нужно использовать до или во время полоскания рта.

5) Правильный порядок в отношении частей тела, как указано Всевышним Аллахом в Его Книге (смысл): «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...». То есть: лицо, руки, голова, ноги (см. Коран, 5:6). Совершение омовения в таком порядке не является обязанностью, но, как в случае с любой выделенной сунной, пропуск данной сунны считается неправильным поступком.

6) Непрерывность. Мыть части тела в омовении необходимо без пауз, чтобы каждая последующая часть тела умывалась до высыхания предыдущей. Некоторые определяли это как воздержание во время омовения от действий, не связанных с омовением.

7) Трёхкратное полноценное умывание. То есть каждую часть тела, по сунне, следует полностью умыть три раза. Например, если человек моет руку три раза, но при этом она полностью становится влажной лишь на третий раз, считается, что за эти три умывания рука умыта один полноценный раз, и для исполнения сунны нужно помыть её ещё два раза. Следовательно, полноценное умывание руки более или менее трёх раз противоречит сунне.

8) Полоскание ротовой полости (трижды).

9) Полоскание носа (мягкой его части трижды).

10) Проведение мокрыми пальцами через бороду. Это следует делать после трёхкратного умывания лица.

11) Проведение мокрыми пальцами между пальцами ног и рук. Для исполнения данной сунны достаточно будет и подставить руку (ногу) под текущую воду так, что кожа между пальцами станет мокрой.

12) Протирание всей головы (один раз, а также ушей той же водой).

13) Тереть части тела при их умывании. Согласно правовому определению, тереть умываемые части тела означает провести по ним рукой.

14) Начинать с правой части тела при умывании рук и ног.

15) Начинать с кончиков пальцев при умывании рук и ног.

16) Начинать с передней части головы при её протирании.

17) Протирание задней, но не передней, части шеи. После протирания головы следует протереть заднюю часть шеи тыльной стороной пальцев, не смачивая их заново водой (Хаскафи. «Дурр мухтар», Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:93, 103) .


(Шурунбулали. «Мараки фалях», 1:28; Касани. «Бадаи санаи», 1:3; Зейляи. «Табьин хакаик», 1:2; «Мараки Саадат», стр. 43)

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ