23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

«Как хорошо уметь читать!»

В наши дни часто приходится слышать, что молодёжь не читает, что невозможно уговорить ребёнка или подростка взять в руки книгу. Да, разумеется, причину в какой-то степени можно искать в доступности Интернета и повсеместном распространении смартфонов. Но не остаётся сомнений, что во многом за нечитающее поколение ответственны родители. Потому что ни один мальчик и ни одна девочка не захочет читать, если он или она никогда не видели за книгой маму или папу, если указанные мама и папа сутками сидят в телефоне, смотрят телевизор или заняты другими делами. А если родители в таких условиях начнут разглагольствовать о пользе чтения, то дети сразу почувствуют фальшь. Разве можно убедить в том, чему сам не следуешь?

Применение силы или командный тон в этом случае лишь усугубят ситуацию. Не заставляйте детей читать – это не принесёт результата. Чем активнее вы будете принудительно тащить ребёнка к книге, тем больше ненависти и отвращения он будет к ней испытывать. Лет пять назад одна знакомая, жалуясь на своих, так скажем, не очень эрудированных детей, задала мне вопрос, который, честно признаться, ввёл меня в ступор: – Как ты заставляешь своего сына читать?

 

Для меня подобное прозвучало абсурдно. Схоже с «как ты заставляешь своего сына есть сладости?». Или даже: «как ты заставляешь своего сына дышать?». Чтение в нашей семье всегда было любимым времяпрепровождением, ему посвящалась каждая свободная минута.

 

Следить за действиями реальных или же вымышленных персонажей, вместе с ними переживать приключения, огорчаться неприятностям и радоваться маленьким и большим победам, получать информацию о разных странах и науках, учиться противостоять трудностям и поступать в различных ситуациях на примере сильных и благородных личностей из разных произведений – разве что-то может быть интереснее и полезнее?

 

У моих родителей была большая библиотека, они годами с любовью собирали всю мировую классику, выписывали несколько газет. Мама часто проводила вечера за сборником стихов, а папа предпочитал литературу о животных, записки натуралистов. Когда мне было лет двенадцать, неподалёку в магазине стали принимать макулатуру в обмен на книги, благодаря этому в наших руках оказались довольно редкие, «дефицитные» издания.

 

Помню, как маме приходилось несколько раз звать нас с сестрой обедать или ужинать, а мы, не в силах оторваться от очередного сокровища, умоляюще тянули: – Сейчас-сейчас, ещё страничку… После замужества я перенесла в новый дом часть книг родительской библиотеки (некоторые тома мы заранее приобретали в двух экземплярах – для меня и сестры).

 

А когда родился Вали, мама с папой отдали мне все детские книжки. В три с половиной года мой сын уже знал буквы, складывал из них слова. (К слову, сейчас тоже продаются наборы с красочными буквами и нарисованными яркими предметами, очень советую тем, кто хочет научить ребёнка читать.)

 

Неудивительно, что на утреннике в детском саду именно Вали играл роль Букваря. Постепенно домашних книжных «запасов» оказалось мало: Вали (как и я в своё время) глотал книги залпом. Пришлось записаться в пять городских библиотек. Обычно мы брали новую книгу раз в неделю, и сын с нетерпением ожидал следующей поездки.

 

На прочтение книги среднего размера у него уходило дня два-три, а порой бывало и так, что последняя страница заканчивалась в тот же день, особенно если Вали начинал читать ещё в маршрутке. Я уговаривала: – Не спеши, оставь себе немного удовольствия хотя бы на завтра! Но я слишком хорошо понимала сына: как можно сидеть рядом с неизвестным чудом и не раскрыть его, не погрузиться в волшебный текст?! Конечно, все библиотечные книги (ну и что, что они детские?) я читала тоже, по очереди с Валишкой.

 

Нельзя сказать, что абсолютно всё прочитанное ему нравилось. Бывало, хоть и редко, что после первых глав сын терял интерес. Я никогда не настаивала, чтобы он продолжал чтение. Душа не лежит – значит, не его книга. В библиотеках Валишку любили. Вскоре он стал участвовать в их мероприятиях, защитил читательский формуляр на звание «Лучший читатель».

 

До сих пор сотрудники этих библиотек, встречая меня, передают привет моему сыну, который сейчас учится в университете в другом городе. Как-то он позвонил мне и с восторгом рассказал: – Мам, я тут зашёл в книжный магазин – и прямо всё хочется купить! Когда стипендию дадут, обязательно вернусь… – А что больше всего привлекает? – спросила я. – «Фауст» Гёте!

 

Эту книгу в переводе Пастернака я через месяц подарила ему на Новый год. Радости не было предела! Дорогие мамы и бабушки, пожалуйста, поверьте: у меня нет намерения похвастаться своим сыном, будто он какое-то выдающееся чадо, вундеркинд. Ничего подобного! Он обыкновенный мальчишка, который и дрался, и с заборов падал, и даже случалось, что уроки прогуливал...

 

Хочу подчеркнуть, что любого ребёнка можно приохотить к чтению, нужно просто вовремя позаботиться об этом. Уважаемые родительницы! Существует лишь один способ заинтересовать вашего малыша литературой. Читайте сами, показывайте пример! И привлекайте к этому ваших супругов.

 

С самого раннего детства ребёнок должен видеть читающих родителей. Читайте детям вслух, пока они не научатся складывать буквы в слова. И тогда вам не придётся задаваться тем вопросом, который, увы, беспокоит многих и многих современных родителей. Та моя знакомая, требующая от своих детей любви к книгам, увы, опоздала лет на десять, если не больше... Не пропустите нужный момент! Желаю всем здоровья и взаимопонимания в семье!

 

ЛЕЙЛА ОСМАНОВА