25 апреля
2024 года
поделиться

Время молитв

Всего есть пять периодов предписанных молитв.

1) Время фаджр (субх) – от наступления истинного рассвета до восхода (не включая его). 

Под «истинным рассветом» подразумевается горизонтальный белый свет, распространяющийся по горизонту. А «ложный рассвет» – это вертикальный свет, который появляется до этого, и после которого следует темнота (отсюда и его название). На разницу во времени могут повлиять и иные факторы – такие, как место расположения и широта. Время фаджр прекращается c началом восхода, когда верх диска впервые появляется над горизонтом.

 2) Время зухр – от зенита (заваля, не включая его) (наиболее точный метод определения зенита состоит в том, чтобы перпендикулярно воткнуть прямую палку в ровную землю и следить за её тенью. Если она сокращается, то зенит ещё не настал. Как только она прекратит сжиматься, наступает зенит. Соответственно, в это время совершение молитвы является неугодным. Как только тень начнёт удлиняться, наступает время зухр) до момента, когда тень любого объекта станет размером с две его высоты или (согласно второму мнению) с одну его высоту, не учитывая размер тени в зенит. То есть длина неподвижной «зенитной» тени, которая прекратила сокращаться, но ещё не начала удлиняться, вычитается из общей длины тени при определении окончания времени зухр и начала времени аср. Тахави выбрал второе мнение, а большинство учёных выбрали первое мнение.

 3) Время аср – с этого момента (о котором есть разные мнения) до заката (не включая его). 4) Время магриб – от этого момента (заката) до исчезновения красных сумерек, согласно данному для фетвы мнению. Таково мнение Абу Юсуфа и Мухаммада, двух учеников Абу Ханифы. Во многих ханафитских трудах это мнение приводится как фетва для ханафитского мазхаба. Сам имам Абу Ханифа полагал, что окончание времени магриб (и начало времени иша) происходит позже, а именно: с исчезновением белых сумерек после заката. Данное мнение тоже является веским в мазхабе, поскольку ему отдаётся первенство в книгах «Ихтияр» (1:39), «Табьин хакаик» Зейляи (1:80–81) и др. Ибн Абидин, похоже, поддерживал данное мнение в плане его правовой силы, однако в конце подтверждал мнение двух учеников, цитируя ряд работ, явно указывающих на мнение учеников как позицию для фетвы. Его главное обоснование заключалось в том, что такова практика большинства мусульманских земель в его время (Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:361).

5) Время иша и витр – с этого момента до фаджр (не включая его). Нельзя совершить витр до иша из-за условия об их исполнении в правильном порядке. Впрочем, если человек сделает так по забывчивости или совершит их по порядку, но потом вспомнит, что иша (но не витр) был недействительным, то повторять витр не требуется, поскольку такие оправдания считаются приемлемыми (Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:362). Рекомендуемые времена (мустахаб) для совершения намазов Мужчинам рекомендуется исполнять молитвы в это время, если только это не приведёт к пропуску коллективной молитвы, которая важнее. Женщинам же рекомендуется совершать фаджр, когда ещё темно, а остальные молитвы – по завершении мужской коллективной молитвы.

Некоторые ханафитские теологи считали, что женщинам рекомендуется исполнять все пять молитв в начале каждого времени, поскольку они не исполняют их коллективно. (Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:366)

 1) Фаджр – когда начнёт появляться свет (исфар). Мужчинам рекомендуется задержать исполнение молитвы до того момента, при котором в случае, если человек осознает недействительность совершённой молитвы, у него ещё хватило бы времени (до восхода) на омовение (если необходимо) и повторение молитвы в том же темпе, в котором он её совершал в первый раз. Рекомендуемая задержка состоит в том, чтобы и начать, и закончить молитву, как появится свет. Пророк  сказал: «Вы совершайте утреннею молитву, когда будет светать; поистине в этом есть огромное воздаяние».

 2) Зухр летом – когда погода станет прохладнее.

 3) Аср – задержать его исполнение, но до изменения солнца. Под изменением солнца подразумевается изменение его яркости, когда человек может без вреда смотреть на его диск. Задерживать молитву настолько, что она будет совершена при таком изменении, является совершенно неугодным действием (макрух-тахриман) даже для больных и путников. Рекомендуемая задержка подразумевает исполнение молитвы до такого изменения, поскольку позволяет совершить дополнительные добровольные молитвы до обязательной, ведь после аср-молитвы исполнение молитв является неугодным действием.

 4) Зухр зимой и магриб (во все времена года) – сразу, как только наступит время для них.

 5) В облачную погоду: аср и иша – сразу по наступлении времени для них, другие молитвы – слегка задержать. То есть слегка задержать фаджр, зухр и магриб, чтобы быть уверенным в наступлении времени этих молитв. (Хаскафи. «Дурр мухтар»; Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:371; «Дурар хуккам», 1:50; Зейляи. «Табьин хакаик», 1:82) 

ПОЛОСУ ПОДГОТОВИЛ 
МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ