29 марта
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.03.2020 (по Ханафи)

1. Каковы требования к джаназа-намазу, когда покойных несколько? 2. В случае разногласия между супругами по поводу альмахра каким образом решается вопрос? 3. Несколько человек претендуют на владение домом, утверждая, что он достался каждому из них в наследство. Какие доказательства каждый должен представить имаму? 4. Какое решение принято относительно дичи, если убил её немусульманин? 5. Человек дал обет не есть хлеб. Какой хлеб ему нельзя есть? 6. Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисточка сделана из шерсти пони, бывает из беличьей шерсти. Строительные кисти, а также натуральные щётки для чистки одежды, обуви изготавливаются чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами? 7. У меня два вопроса. Есть ли какие-то условия для принятия свидетельства от человека? Необходимо ли досконально проверять, насколько добропорядочны свидетели? 8. Можно ли охотиться на животных, мясо которых не дозволено для употребления в пищу? 9. Если человек дал клятву не говорить с другим человеком в течение нескольких дней, то в течение скольких дней он обязан соблюсти клятву? 10. Касательно сунны нашего Пророка ﷺ – расскажите, пожалуйста, каким образом спал Посланник Аллаха ﷺ. 11. Расскажите о чтении Корана в намазе. 12. Как решить по Шариату претензии в арендных отношениях? 13. В случаях по поводу спора между мужем и женой о домашнем имуществе как решается этот спор?

1. Каковы требования к джаназа-намазу, когда покойных несколько?

Когда умерших людей из числа верующих мусульман несколько, то лучше провести джаназа-намаз по отдельности над каждым. Сначала совершают заупокойную молитву над самым благочестивым из умерших, после него – над следующим по благочестию и так далее. Если же решили провести один джаназа-намаз над всеми, то трупы укладывают в один длинный ряд по направлению к кибле, так, чтобы ступни одного находились напротив головы следующего. Сначала укладываются перед имамом тела мужчин, потом детей, затем гермафродитов и в конце женщин, а если тела кладутся в одну большую могилу, то в обратном порядке. («Хашияту Тахтави»)

 

2. В случае разногласия между супругами по поводу альмахра каким образом решается вопрос?

Для решения этого вопроса возможно применить следующие положения:

1) если одна из сторон приводит доказательства своей правоте, тогда тяжба решается в её пользу;

2) если обе стороны предъявляют равные доказательства, то тяжба решается в пользу супруги;

3) если оба супруга не могут предъявить доказательств, то они должны поклясться. Выигрывает тяжбу тот, кто не откажется от клятвы. Если оба супруга поклялись в истинности своих слов, то супруге выплачивается махр ульмисль (махр, который обычно выплачивается женщинам подобной красоты, рода, статуса, возраста).

 

Если махр уль-мисль оказался меньше суммы, называемой супругом, то выплачивается его цена. Если же махр уль-мисль будет больше суммы, на которую претендует жена, то выплачивается та цена, на которую она претендует. Если же махр уль-мисль больше суммы, предлагаемой мужем, и меньше суммы, которую требует жена, то выплачивается сам махр уль-мисль.
 

 

3. Несколько человек претендуют на владение домом, утверждая, что он достался каждому из них в наследство. Какие доказательства каждый должен представить имаму?

Каждый должен представить достоверные и подкреплённые документами или заверенные свидетелями сведения о смерти владельца дома, а также сведения о количестве наследников. Что касается наследования движимого имущества, то здесь достаточным будет только заявление наследников на право владения этим имуществом.

 

4. Какое решение принято относительно дичи, если убил её немусульманин?

Если животное убил язычник, вероотступник или идолопоклонник, а также мусульманин в состоянии ихрама, то употреблять в пищу это животное нельзя, даже если они говорили «бисмиллях» при выстреле или закалывании. Разрешается есть дичь, убитую мусульманином, христианином или иудеем, если они перед выстрелом сказали «бисмиллях».

5. Человек дал обет не есть хлеб. Какой хлеб ему нельзя есть?

Хлеб, который обычно употребляют в пищу в его городе или стране. Если он при этом съест лепёшки из рисовой или кукурузной муки, то клятва не нарушается.

 

6. Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисточка сделана из шерсти пони, бывает из беличьей шерсти. Строительные кисти, а также натуральные щётки для чистки одежды, обуви изготавливаются чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами?

Шерсть, волосы животных не являются наджасой (нечистотой). Поэтому такими кисточками можно пользоваться. Но если щётки и кисточки изготовлены из щетины свиньи, то нельзя ими пользоваться.

 

7. У меня два вопроса. Есть ли какие-то условия для принятия свидетельства от человека? Необходимо ли досконально проверять, насколько добропорядочны свидетели?

1. Да; это, во-первых, его добропорядочность, вовторых – слова свидетельства.

2. Абу Ханифа считает, что в этом нет необходимости, если только они не свидетельствуют о преступлении, за которое преступник должен быть наказан или казнён. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что во всех случаях нужно проверять добропорядочность свидетелей.
 

 

8. Можно ли охотиться на животных, мясо которых не дозволено для употребления в пищу?

 Да, разрешается, например для добычи меха, костей, кожи или для защиты от них.

 

9. Если человек дал клятву не говорить с другим человеком в течение нескольких дней, то в течение скольких дней он обязан соблюсти клятву?

Тот, кто поклялся не разговаривать с кем-либо, может соблюдать свою клятву в течение трёх дней.

 

10. Касательно сунны нашего Пророка – расскажите, пожалуйста, каким образом спал Посланник Аллаха

В книге «Мафатих уль-Джинан» сказано, что желательно лечь на правый бок лицом к кибле (Каабе), положив правую ладонь под щёку.

 

11. Расскажите о чтении Корана в намазе.

Если человек совершает намаз за имамом, то Коран читается вслух в утреннем, а также в двух первых ракаатах вечернего и ночного намазов, и про себя читается в третьем и четвёртом ракаатах. Если человек совершает намаз в одиночку, самостоятельно, то он имеет право выбора: если пожелает – читает вслух для себя самого, а если пожелает – про себя.

 

Совершая намаз за имамом, человек читает Коран про себя в полуденном и предвечернем намазах. Дозволительный минимум для чтения в намазе то, что несёт в себе название Корана, – это по мнению имама Абу Ханифы. Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что недозволительно читать меньше трёх маленьких аятов или одного длинного. Стоящий за имамом (ма’мум) слушает чтение имама, не читая при этом Коран.

 

Если человек хочет присоединиться к намазу другого человека, то нуждается в двух намерениях: намерение на намаз и намерение на следование за имамом. Если женщина совершает намаз в одиночку, то она не читает Коран вслух в тех намазах, в которых мужчина читает вслух, она же читает Коран не вслух, а шёпотом.

 

Ни в одном из намазов не принято читать какие-то определённые суры настолько, что нельзя читать другие, более того, порицаемо читать какую-либо одну определённую суру во всех намазах или в некоторых так, что человек не читает в них другие. В Сунне рассказывается о чтении некоторых сур в некоторых намазах, и за их выбор полагается награда.

 

Упомянём некоторые ниже:

1) чтение суры «Ас-Саджда» в утреннем намазе пятничного дня в первом ракаате и суры «Ан-Нас» во втором ракаате;

2) чтение суры «Аль-Джуму’а» в первом ракаате пятничного намаза и суры «Аль-Мунафикун» во втором;

3) чтение суры «Аль-А’ля» в первом ракаате пятничного намаза и суры «аль-Гашийа» в его втором ракаате;

4) также сунной является чтение этих двух («Аль-А’ля» и «Аль-Гашийа») сур в двух праздничных ‘ид-намазах.
 

 

12. Как решить по Шариату претензии в арендных отношениях?

Есть несколько вариантов:

1. Если у сторон возникли разногласия до начала процесса аренды, то оба клянутся в своей правоте, и договор аннулируется.

2. Если стороны вошли в противоречие в процессе аренды, то тяжба решается в пользу арендатора, если он даст клятву в своей правоте, и после этого договор аренды аннулируется, причём обе стороны должны поклясться в своей правдивости.

3. Если у сторон возникли разногласия после завершения срока аренды, то тяжба также решится в пользу арендатора, если он произнесёт слова клятвы в своей правоте.
 

 

13. В случаях по поводу спора между мужем и женой о домашнем имуществе как решается этот спор?

То из имущества, что более подходит мужчинам (мужская одежда, транспорт, инструмент), присуждается мужу, а то, что более присуще женщине (женская одежда, украшения, ткани), остаётся жене. Остальное имущество (мебель, ковры, посуда) также остаётся мужу.

 

В случае смерти одного из супругов всё имущество достаётся оставшемуся в живых супругу. Это мнение Абу Ханифы. Имам Мухаммад считал, что и при смерти одного из супругов делёж имущества производится так же, как и при разводе.