Торговля. Условие для права расторжения сделки

Для того чтобы легче понять смысл и принципы данного соглашения, предлагаем ознакомиться с ним на примере.

статья опубликована в номере: 3 (592) / от 01 февраля 2020 (Джумадуль-ахир 1441 г.)
140

Мухаммад покупает машину у Ахмада за определённую сумму. Но Мухаммад сомневается в правильности своего поступка или же машина не вызывает у него доверия. Тут Шариат (религиозное право) предлагает Мухаммаду выход из его ситуации, а именно – воспользоваться правом на расторжение сделки в случае, если машина ему не понравится по каким-либо причинам или если он просто передумает.

 

В этом случае он вправе поставить условие, что в течение какого-то времени (от одного дня до трёх) он будет рассматривать машину, проверять её и решит до конца этого срока. По истечении срока, если ответ не был дан, то сделка считается действительной и состоявшейся. Подобное условие о расторжении сделки допускается, но с ограничением в сроке на три дня и меньше, и никак не больше этого.

 

Человек, поставивший такое условие, не имеет права расторгать сделку, не оповестив своего компаньона. Однако если он согласен на сделку, то она считается действительной и без его оповещения. Важно отметить, что это право на расторжение сделки не наследуется, как некоторые договоры.

 

Давайте представим пример, когда человек покупает внедорожник полноприводной, полагая, что он соответствует названию. Но обнаруживает несоответствие его характеристике, и в этом случае он имеет право выбора: расторгнуть договор или согласиться на предложенную сумму. Продавец, поставив условие на право расторжения, не выводит имущество из своего владения, то есть оно остаётся в его собственности до окончания сделки. 


Поэтому покупатель не имеет права распоряжаться товаром как своей собственностью. В отличие от покупателя, его деньги выходят из его собственности, то есть продавец вправе распоряжаться ими, но эти деньги не становятся его собственностью.

 

Важно знать, что выдвижение данного условия не делает покупателя или продавца временными хозяевами; лишь тогда, когда это условие станет неактуальным для их сделки, они станут полноправными хозяевами товара и денег. Поэтому, если покупатель получил товар с таким условием, он будет обязан возместить в случае порчи покупки или потери.

 

Дозволяется также ставить условие на расторжение сделки в отношении другого человека. К примеру, муж покупает стиральную машину для жены, и он ставит условие на право расторжения сделки относительно своей жены – в данном случае право расторжения остаётся за обоими.

 

Кто бы из них ни подтвердил сделку, это будет засчитано, так же как и расторжение. Если случится так, что один из них расторг сделку, а другой подтвердил, то всё зависит от того, кто сделал это раньше. А если это произошло одновременно, то предпочтение отдаётся нарушению (расторжению) договора. Сам этот вид сделки установлен именно для того, чтобы можно было расторгнуть сделку в случае чего, поэтому предпочтение отдаётся нарушению, нежели её исполнению.

 

Важно знать, что условие на право расторжения договора прекращается следующим образом:

1. С истечением срока условия, а это, как мы сказали выше, не более трёх дней. Также со смертью обладателя этого права, но если продавец и покупатель умерли одновременно, то сделка считается завершённой и действительной.

2. Всё, что указывает на довольство сделкой того, кто поставил условие на расторжение. К примеру, купив машину, 
покупатель начал ездить по своим делам или отдал её в аренду и т.п.

3. Явное расторжение или подтверждение со словами «я доволен сделкой» или наоборот.

 

Право на расторжение при виде товара (хияру руъя)

Для данного соглашения можно привести следующий пример. Умар купил у Али машину, которую никогда не видел. При получении машины, увидев её, Умар имеет право не купить её, так как Шариат в этом случае (при покупке товара, которого покупатель не видел) даёт ему право выбора. Итак, человек, который купил товар, предварительно не увидев его, имеет право при получении отказаться от него или принять. Но продавец таким правом не владеет.

 

Посланник Аллаха  сказал: «Тот, кто купил что-либо, не видя его (товар), имеет право на расторжение сделки, когда увидит товар» (аль-Байхаки). Это право расторжения (хияру рукъя) отпадает в тех случаях, когда человек, посмотрев на товар, убеждается в тех качествах, которые и составляли его цель в покупке.

 

К примеру, он увидел морду животного или его заднюю часть и, опираясь на увиденное, определил для себя, насколько животное тучное, что и было целью его покупки. То, что он увидел животное (даже не полностью), лишает его права выбора при получении покупки, так как увидеть товар полностью не является условием для того, чтобы лишиться хияра руъя.

 

Если покупатель продал купленный товар, так и не увидев его, или же он испортил его, внеся в него недостаток, или у него нет возможности вернуть товар или его часть, то всё это портит право на расторжение сделки при виде товара.

 

Распоряжение покупателем своей покупкой лишило его права на расторжение сделки, ибо во всём этом есть ущерб в отношении продавца, у которого он купил товар. Важно отметить, что правом на расторжение сделки при виде товара обладает каждый, даже отказавшийся публично от этой привилегии.

 

Шариат всё равно оставляет покупателю право отказаться от покупки при получении. В данном случае товар переходит в собственность покупателя до того, как он его увидит, и, соответственно, он имеет право его продать. В отличие от хияру шарт, в котором товар не переходил в собственность покупателя до окончательного завершения сделки.

 

У покупателя, который увидел часть товара, остаётся право на расторжение, когда он увидит остальную часть. Тот товар, о котором покупатель может иметь представление, увидев образец, будет подобен тому товару, который покупатель увидел полностью, весь.

 

И покупатель тем самым лишается права на хияру руъя. Но если этот образец относится к товару, который имеет множество единиц, к примеру арбузы, а их размеры отличаются друг от друга, поэтому хияру руъя не отпадает, пока покупатель не увидит все арбузы. Если человек продал чужое имущество, не спросив разрешения у хозяина, то хозяин товара вправе подтвердить сделку или расторгнуть.

 

Право на расторжение по причине изъяна (недостатка) (хияру ‘айб)

Рассмотрим пример. Хасан покупает машину у Хусейна. Уехав на своей новой машине, Хасан по приезду домой обнаружил, что из-под мотора течёт масло. Тут Хасан становится обладателем права на расторжение сделки (хияру ‘айб) по причине неисправности.

 

В основе торговая сделка заключается в купле-продаже исправных товаров, не имеющих каких-либо недостатков. Для этого человек и покупает, чтобы быть хозяином исправной вещи и избавиться от устаревшей. Это одна из причин появления права на расторжение при виде изъяна.

 

Но человек, купивший товар с недостатком, если знал о нём, не имеет права на возврат, так как его молчание говорит само по себе о его согласии. Увидев дефект в товаре, покупатель имеет право расторгнуть сделку или купить за назначенную цену. Также покупатель не имеет права оставить товар и взять разницу, возмещающую недостаток, кроме как с разрешения продавца.

 

В случае когда покупатель нашёл недостаток в товаре или по своей неосторожности испортил в нём ещё чтолибо, то есть внёс второй недостаток, он может вернуть товар по причине первого найденного недостатка, с согласия продавца.

 

Если человек купил ткань, перекрасил её или сшил какую-нибудь одежду, затем заметил дефект в этом материале, то он имеет право забрать у продавца разницу за этот недостаток (то есть когда покупатель не может вернуть товар). В случае когда человек купил еду, съел её и только после этого узнал о недостатке, он не имеет права требовать разницу.


АХМАД ИБАГИМОВ
 

Также в рубрике

Родословная имама Абу Ханифы

Наш господин, величайший факих всех времён Нуман сын Сабита сын Нумана сын Марзубана родился в 80-м году по

Залог (рахну) – гарантия сделки

Залог – это оставление имущества в качестве гарантии исполнения договора, какой-либо сделки. Таким образом,

Праздничный намаз

В день праздника Ид аль-Адха желательно совершить полное омовение, умаститься благовониями и отложить приём

Праздничное жертвоприношение

Жертвоприношение в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является обязанностью каждого мусульманина,