Когда идёт речь о хиджабе, то и сейчас люди, выросшие в иной эпохе, твердят, что молодёжь уподобляется Востоку, забыв о традиционной одежде предков. Но при этом западная мода с одеждой, открывающей максимум тела, не смущает и не вызывает призывов «вернуться к прошлому». Ну да ладно, это уже совсем другая история. А нас интересует история хиджаба в Православии, Иудаизме, Исламе.
Слово «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало». Это покрывало носили не только мусульманки, но и иудейки и христианки. Покрывались женщины Древней Греции, Древнего Ирана, индианки и еврейки. Более того, если замужняя еврейка выходила из дому непокрытой, это было основанием для развода.
На Руси женщины носили «плат», от названия расшитых кусков ткани и пошло слово «платок». Для замужней было позором выйти непокрытой. Слово «хиджаб» и слово «платок» («плат») имеют одинаковое значение – «покрытие». Но всё меняется, и то, что носили наши предки, кажется современникам неудобным и не модным. Однако, как и платки, покрывала имеют свою моду.
Мода на скромность и женственность стремительно возвращается. Но ещё 20 лет тому назад мусульманкам было очень сложно подобрать гардероб по канонам Шариата: не облегающее, не просвечивающее одеяние, прикрывающее все части тела, за исключением лица и кистей рук.
Кто ходит в хиджабе давно, помнит эти изнуряющие походы по магазинам, когда ты ищешь чтото на лето, а в итоге под лёгкое платьице приходилось надевать что-то плотное, чтобы не было видно на просвет силуэта. Под сарафан надевались водолазки, в которых трудно было дышать, рубашки только с рукавом три четверти, которые удлиняли нарукавниками.
И уже не думаешь о красоте, комфорте, главное – соответствие нормам религии. Тогда у россиянок не было своего стиля, в то время как в других исламских государствах он уже сформировался. Турчанок, иранок и жительниц Юго-Восточной Азии можно легко выделить из толпы только по фасону одежды. Но в 2000-х ситуация стала меняться. В моду вошли палантины, которые ценились за объёмность и возможность разгула фантазии в декорировании.
В 2007 году вошёл в моду практичный хиджаб аль-амира, или амирки. Кстати, в этом году они опять вернулись в гардероб модниц с немного изменёнными кроем, качеством ткани и названием – теперь это бони. Но в том же 2007 году вместе с турецкими товарами в Россию пришла мода и на турецкий стиль ношения хиджаба. За последние 10 лет мода на «покрытую» одежду стала доминировать. И даже так называемая «светская» мода приблизилась к исламским канонам.
Сейчас можно в любом магазине найти длинные юбки, туники, платки, палантины самых необычных дизайнерских решений. С 2011 года в России стала формироваться собственная индустрия исламской моды. Именно в этом году российский дизайнер Вячеслав Зайцев представил на Урале этническую коллекцию. В одном из интервью он отметил, что именно этот стиль «даёт возможность сделать очень самобытный костюм, и самое интересное – очень целомудренный».
Только представьте бренд, который долгие годы позиционировал себя как производитель откровенных «голых» платьев, Dolce & Gabbana, зимой 2019 года представил на суд публики коллекцию хиджабов и абай. В 2014-м году Нью-Йоркский дом моды Donna Karan к одному из главных мусульманских праздников выпустил коллекцию Ramadan.
А в марте того же года Marks & Spencer выпустил линейку закрытых купальных костюмов – буркини. Ещё раньше японский бренд Uniqlo в сотрудничестве с дизайнером и блогером Ханой Таджимой выпустил «скромную» коллекцию для мусульманок.
Среди других дизайнерских домов, обративших внимание на эту новую для себя аудиторию, – Oscar de la Renta, Tommy Hilfiger, Monique Lhuillier, Tory Burch, Zimmerman и Max Mara. Все они предпочли скромность взамен откровенности. Миллионы женщин по всему миру выдохнули: «Наконец-то!». Среди них иудейки, христианки, мусульманки… Женщины глубоко верующие, чтущие заветы, которые им предписывают религия и нормы морали, но мечтающие одеваться стильно и красиво.
Спрос рождает предложение и... большие деньги. Согласно статистическим данным аналитиков компании Thomson Reuters и Dinar Standard, в 2013 году мусульмане по всему миру потратили на одежду и обувь более 240 млн долларов. Согласно прогнозу к 2020 году глобальный рынок мусульманской моды будет стоить $327 млрд.
Бренды не могут не быть заинтересованы: им выгодно перестроиться под новую целевую аудиторию. Это не значит, что скоро подиумы наводнят хиджабы от Валентино Гаровани и никабы от Жани Версачи. Но велика вероятность, что многие модные дома добавят к своим традиционным коллекциям линейку мусульманской одежды, что расширит круг их клиентуры и, соответственно, масштаб доходов.
А мусульманки тем временем не будут озадачены выбором одежды, как это было раньше. Главное – чтобы в погоне за модой не забыли, что значит хиджаб и для чего его носят.
МАДИНА МУСТАФАЕВА