24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Как не превратиться в жертву?

В жизни нередки случаи, требующие от нас самопожертвования. Мать недосыпает, ухаживая за младенцем. Отец работает без выходных, чтобы обеспечить семью… Это их добровольный вклад. Умение поступиться собственными интересами для важной цели – похвальное качество.

По собственному желанию

В жизни человека могут случиться разные обстоятельства – землетрясение или ДТП, кризисы или мошенники, чья-то зависть или обман и т. д., в которых он выступает в роли жертвы. Например, человек, пострадавший от чего-то тяжёлого или неприятного, выбивается из привычного ритма жизни: физически, если получил травмы или ущерб, и морально – если ему «наплевали в душу».

 

Казалось бы, никто не должен хотеть быть жертвой. Однако есть люди, которые, единожды примерив эту бедственную роль, видимо, находят в ней какой-то секрет и уже отказываются с нею расстаться. О таких псевдожертвах много говорят. Объясняют причины, по которым они избрали именно эту роль стилем жизни. Учат держаться от них подальше. И разъясняют основные признаки их поведения.

 

Так, псевдожертвы увиливают от ответственности, всегда найдут, в чём обвинить других, и никак не желают что-то менять в своей жизни, хотя постоянно на неё жалуются. Характерно, что за их «сольными номерами» стоят вполне конкретные цели, которых они хотят достичь руками и трудами тех, кто поверил в их невезучесть. Будучи предупреждены, мы можем надеяться, что Аллах ﷻ сохранит нас от манипуляций этих людей. Более интересной представляется другая сторона вопроса. А именно, как суметь удержаться, чтобы самому не превратиться в жертву?

 

По стечению обстоятельств

На любую ситуацию можно смотреть с двух основных точек зрения. Как на потерю чего-то привычного или как на приобретение чего-то нового. В сущности, всякое событие – это упомянутые «два в одном». Как правило, из них человек выбирает то, что ему ближе, и поступает уже в контексте этого выбора.

 

В неприятной или трудной ситуации нафс (эго) скорее спешит заявить, что нас обидели или чегото лишили. Увы, внутренняя готовность к подобным выводам есть у многих. Однако такие решения тут же делают человека слабым. Он как будто уже не волен принимать решения о самом себе и своём положении. Он словно попадает в зависимость от тех обстоятельств или людей, которые «сделали» его жертвой.

 

Однако это непорядок. Что и становится понятно, когда человек сознательно отказывается от роли жертвы, чётко понимая, что должен продолжать влиять на ситуацию. Тут требуются усилия. Ведь нафс не любит принимать решения и отвечать за них. Поэтому любые шаги в направлении «от жертвы» придётся делать 
через силу, вопреки себе. Например, простить или попросить прощения, помочь, не имея больших возможностей, сдержать слово, даже из последних сил, и пр.

 

По воле Творца

Есть такой призыв: «Ни при каких обстоятельствах не становись жертвой!» Речь идёт о той самой внутренней оценке происходящего, а точнее, о своей роли в ситуации. А роль человека в условиях, в которые его ставит Всевышний, каждый раз одинаковая – благодарное принятие.

 

Это никак не означает пораженчества. Наоборот, отношение к себе не как к жертве, а как к полноценному участнику событий открывает широкое поле для плодотворной деятельности. И вот почему.

1. Освобождает от жалости к себе

Человек, отказавшийся быть жертвой, принимает происходящее душой. Он помнит, что всё случается по воле Аллаха ﷻ, Который во всём закладывает благо для Своих рабов. Раз так, то становится не за что себя жалеть. По большому счёту, такой человек принимает свою судьбу. А это ве
ликая двигательная и защитная сила в жизни. 

 

2. Освобождает от жалоб на окружающих

Человек, запрещающий нафсу жалеть себя, не ищет виноватых. У него есть понимание, что жизненные события составляют его диалог с Аллахом ﷻ. Поэтому, как бы это ни выглядело, люди ничего и никогда не решают в его жизни. Они в ней только участвуют.

 

Если их участие было позитивным, человек их благодарит. Если негативным, то ведь им самим отвечать за свой путь. А наш герой будет решать свои проблемы в контакте с Тем, Кто их 
на самом деле ему послал. А значит, Он же укажет ему на правильный выход. И тогда тем более нет места жалобам.


3. Освобождает от бездействия

Когда человек соглашается стать жертвой, то сдаётся обстоятельствам, то есть становится беспомощным. И если «слабость» псевдожертвы просчитана, то в нашем случае человек действительно мало что может, так как блокирует свою волю. Он отпускает инициативу, и она переходит к другим людям, его нафсу или шайтану.

 

Много ли хорошего от всего этого можно ждать? Когда же раб Аллаха ﷻ выбирает ответственность и не опускает рук, то Всевышний дарует ему возможности и решения. Ведь Создатель поддерживает нас в том, в чём мы сами проявляем настойчивость.


4. Освобождает от уныния

Когда мы начинаем движение к цели, то становимся заняты. На пессимизм и уныние просто не остаётся времени. А ставить цели и двигаться к ним, согласитесь, далеко не позиция жертвы.

 

5. Укрепляет связь со Всевышним

Описанное освобождение души, разумеется, происходит по Милости Аллаха ﷻ. Но для получения желаемого человек должен вложить в него силы и время. Растерянность перед неожиданностью – наверное, первая реакция многих из нас. Однако этот импульсивный этап короткий. Ему на смену приходит момент выбора: «я безвольная жертва» или «я могу сделать что-то уже сейчас»?

 

Первое почти естественно, для второго нужны усилия. Но именно сознательный отказ от превращения в жертву и преодоление себя сохраняет нашу жизненную и духовную стойкость. А это, в свою очередь, выражается в искреннем поклонении Аллаху  и осознанном общении с Ним.

 

Приведём пример того, как это делал в своей мольбе праведник Х века Али ибн Султан Мухаммад аль-Каари (да смилуется над ним Аллах ﷻ): «О Аллах , я прошу у Тебя всего доброго, происходящего рано или поздно, знаю я о нём или нет. И прошу у Тебя защиты от всего злого, происходящего рано или поздно, знаю я о нём или нет. О Аллах , внуши моему сердцу мысли, которые будут праведным руководством для меня, и защити меня от зла нафса».

Аминь.


ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА