Научитесь не подчиняться толпе
Исследования по социальной психологии указывают на то, что воздействие и влияние окружения, среды обитания, коллектива на человека во много раз больше воздействия одного, даже очень авторитетного лица. И в этих условиях люди вольно или невольно оценивают друг друга. Оценка других нередко становится непроизвольной оценкой себя. По этому поводу справедливо заметил И. Гёте: «Никто не может оценивать других, пока сам не научится оценивать самого себя».
Все те, с кем общается личность, выражают своё отношение к условиям жизни, труда в коллективе, к различным событиям. Это оказывает влияние на мнение личности, на её настроение. Но влияние коллектива зависит от особенностей личности.
Есть люди, которые не воспринимают чужое мнение. Другие лица отличаются критическим отношением к высказываниям и если найдут их правильными, то руководствуются ими, а если нет – отвергают. Наконец, встречаются и такие люди, которые всем и всему верят, со всеми соглашаются. Самоуправление человека побуждается не только требованиями окружения или коллектива, но и деятельностью, которую осуществляет личность.
Так, например, роль отца требует определённых качеств: проявления заботы, обладания умениями и навыками воспитывать детей, воспитания в себе таких качеств, которые служили бы примером для детей. Для руководителя же требуются несколько другие качества и т. д.
В книгах о труде руководителя подробно рассматриваются требования к личности руководителя и те черты, которыми он должен обладать. Следует обратить внимание на организаторские и педагогические способности, практический склад ума, сильную и гибкую волю, высокий нравственный облик и т. п.
Утверждение, что руководителями не рождаются, – ими становятся, ещё раз свидетельствует о том, что в становлении руководителя очевидна величайшая роль самоуправления. Это возможно только при систематическом самосовершенствовании, освоении теории и практики управления и многого другого, что необходимо для качественного и умелого управления коллективом.
Прав господин Дж. Свифт, который заметил: «Хотя людей упрекают в том, что они не знают своих слабых сторон, они, пожалуй, меньше знают свои сильные стороны». Примерами и стимулами, побуждающими человека к самоуправлению, являются положительные герои в том числе художественной литературы, кино и вообще в искусстве.
Читающий человек познаёт различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, их характеры, нравственные и волевые черты. При чтении литературы неплохо иметь под рукой карандаш, чтобы выписать интересные или очень значимые высказывания автора в лице персонажа произведения.
Такие записи не только помогают воспроизвести прочитанный материал в целом, но и могут служить в качестве мотивов или правил самоуправления. Представляется целесообразным после прочтения произведения ещё раз проанализировать свою жизнь, свой характер и сравнить с теми положительными образами произведения, которые могут стать образцами для сознательного подражания.
Но что же такое самоуправление? Самоуправление включает отбор и анализ поступающей информации, постановку целей и принятие решения, определение планов и способов действия, исполнение намеченного путём саморегуляции духовных и физических сил. Следует различать два вида самоуправления – оперативное и перспективное.
Оперативное самоуправление – это повседневная регуляция деятельности и поведения в соответствии с ранее поставленными целями и принятыми планами.
Перспективное самоуправление – это предвосхищение будущего, в соответствии с которым определяются планы и пути деятельности.
В конечном итоге оно становится оперативным, когда настаёт время действовать. Самовоспитание также относится к одному из видов самоуправления, направленного на совершенствование себя. Оно входит как в перспективное, так и оперативное самоуправление.
Многое зависит от характера воспитания и образа жизни, и всё это влияет на качество самоуправления. Так, одни люди отличаются умением видеть перспективы и намечать планы на будущее, в то время как другие, исполнители, успешно осуществляют только оперативную саморегуляцию деятельности.
Особенно интересны люди, у которых хорошо сочетается перспективное и оперативное самоуправление. Убеждённый и к тому же волевой человек оказывается в жизни и борьбе несгибаемой личностью. Есть люди, которые, несмотря на горячий темперамент, умеют держать себя в определённых рамках нравственности, культуры и законов, а есть и такие, которые не контролируют себя и в минуты потрясений проявляют бесхарактерность, истеричность, разводят панику.
Одни имеют определённый план жизни и строго следуют ему, другие – рабы обстоятельств. Можно рассмотреть и другой тип людей, которые действуют, как говорится, сломя голову, то есть по первому побуждению, без взвешивания своих возможностей, объективных условий и последствий своих действий и поступков.
Это импульсивный тип, у которого в управлении недостаёт торможения, сдержанности и ответственности за собственное поведение. Возникает вопрос: если самовоспитание – условие самоуправления, а точнее, один из его видов, то следует ли из этого, что лица, имеющие недостатки в самоуправлении, не могут успешно работать над собой? Конечно, могут и должны это делать. Путём систематической работы устраняются недостатки в самоуправлении, и личность становится полноценной во всех отношениях.
Резюме
Рекомендуется сочетание оперативного и перспективного видов самоуправления личности. Люди, сочетающие их, особенно интересны и отличаются умением видеть перспективы и намечать планы на будущее, в то время как другие, исполнители, успешно осуществляют только оперативную саморегуляцию деятельности. А это в итоге позволяет ускоренно самосовершенствоваться. Знайте, Всевышний Господь возлагает на человека ответственность за всё, что происходит с ним и вокруг него, в том числе – за среду его обитания.
МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ,
Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА