25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.01.2020 (по Шафии)

1. – Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на такбир (произнесение слов «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз) за имамом, если тот уже вступил в намаз? 2. – Желательно ли имаму читать молитву, которую читают между земными поклонами, полностью? 3. – Я читал, что является желательным (сунна) облизывать пальцы после еды. Как быть в том случае, если человек употребит пищу левой рукой? И можно ли есть левой рукой? 4. – После похорон на могиле сажают траву. Для чего это делается и есть ли для этого основания? 5. – Каково решение (хукм) насчёт рукопожатия после намаза?

1. – Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на такбир (произнесение слов «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз) за имамом, если тот уже вступил в намаз?

– Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в книге «Нихаят ульМухтадж» пишет: «Успеть на такбир с имамом является ценным деянием... То есть если мамум (тот, кто совершает намаз за имамом) вступит в намаз сразу после того, как имам произнесёт такбир. А это возможно тогда, когда мамум присутствовал во время произнесения такбира имамом».

 

«...Если у человека есть опасение из-за промедления не успеть на вступительный такбир, то спешка (то есть ускорение шага или бег) не является желательной. Напротив, ему следует идти спокойно, как если бы был уверен, что успеет».

 

В хадисе сказано: «Когда прочитают икамат (второй после азана призыв к намазу, произносимый перед обязательной молитвой на намаз), вы не идите торопясь, напротив, идите на намаз обычным шагом, стараясь шагать спокойно и с достоинством. И на какую часть намаза вы успеете, её и совершите коллективно, а оставшуюся дополните самостоятельно» (аль-Бухари).

 

«Если же время намаза заканчивается и человек боится, что не успеет своевременно совершить его, то он обязан спешить так же, как если бы боялся пропустить пятничную молитву...» «...Если же человек опасается пропустить джамаат-намаз (но не сам намаз), то, как передают алимы и как об этом сказано в книге «Шарх уль-Мухаззаб» и в других книгах, спешка (даже тогда) не является желательной».

 

(«Нихаят уль-Мухтадж») Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахиху Муслим» сказал: «Желательно не вставать, пока муэдзин (призывающий на молитву) не завершит чтение икамата». 

Заключение:

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Не является желательным ускорять шаг или бежать, чтобы успеть на вступительный такбир имама, если тот собирается вступить или уже вступил в намаз. Имам аш-Ширвани в субкомментарии на «Тухфат ульМухтадж» пишет, что мамум получит такое же вознаграждение от Всевышнего, какое бы получил, если бы успел на такбир.  

2. Спешка также нежелательна, даже если есть вероятность не успеть на джамаат-намаз.

3. Желательно не вставать, пока муэдзин не завершит чтение икамата.
 

 

2. – Желательно ли имаму читать молитву, которую читают между земными поклонами, полностью?

– Имаму желательно не слишком укорачивать и не слишком удлинять намаз. То есть желательно читать так называемый минимум совершенства. Следовательно, имаму желательно читать молитву, которую принято читать между земными поклонами, полностью (смысл: «О Аллах ﷻ, прости меня, помилуй меня, помоги мне, возвысь меня, даруй мне средства к существованию, выведи меня на путь истинный и надели меня благополучием») без предварительного разрешения тех, которые совершают за ним намаз, так как это короткая молитва и она не занимает много времени. («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

3. – Я читал, что является желательным (сунна) облизывать пальцы после еды. Как быть в том случае, если человек употребит пищу левой рукой? И можно ли есть левой рукой?

– Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих уль-Муслим» пишет, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда вы едите, то ешьте правой рукой! Когда вы пьёте, пейте правой рукой! Поистине, шайтан (сатана) ест левой рукой и пьёт левой рукой».


Этот хадис указывает на:

1) желательность принимать пищу и пить правой рукой;

2) нежелательность есть и пить левой рукой (при условии, что нет причины есть левой рукой. Если же есть причина, препятствующая принятию пищи правой рукой, например болезнь, ранение правой руки или что-то другое, то нет нежелательности есть и пить левой рукой);

3) важность предостережения от действий, похожих на действия шайтанов;

4) то, что у шайтанов есть две руки. Далее имам ан-Навави относительно облизывания пальцев пишет следующее: «Посланник Аллаха ел тремя пальцами и облизывал руку до того, как её вытереть».

В другом предании сказано: «Пророк велел облизывать пальцы и тарелку (из которой ели), и говорил: “Вы не знаете, в какой именно части еды есть благодать”» (то есть благодать может быть именно в остатках еды на руке или в тарелке).

В другом предании сказано: «Когда падает кусок вашей еды, то подберите его, очистите от грязи и съешьте. Не оставляйте его шайтану. Не протирайте руку салфеткой, пока не оближете пальцы. Ведь вы не знаете, в какой именно части еды есть благодать».


Примечание:

Во времена Пророка ﷺ пищу принимали руками, как это принято в некоторых странах и сегодня. Посланник Аллаха ﷺ научил, как правильно употреблять пищу и что делать после её приёма. Поэтому, если при трапезе пальцы или руки испачкаются едой, то желательно (сунна) облизать их до того, как вытереть салфеткой. Однако если человек во время трапезы использует столовые приборы, необходимости облизывать пальцы нет.


Заключение:

Из вышесказанного следует, что принимать пищу желательно правой рукой. Если имеется причина есть левой рукой, то и облизывать желательно её, а если нет такой причины, то облизывать левую руку нежелательно.
 

Картинки по запросу могилам ислам

4. – После похорон на могиле сажают траву. Для чего это делается и есть ли для этого основания?

– В хадисе, переданном от Ибн Аббаса رضي الله عنه, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ, проходя мимо двух могил, сказал:

«Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными. Что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой – распространял сплетни».

Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломил её на две части и воткнул половинки в могилы этих людей. Его спросили: «О Посланник Аллаха , зачем ты сделал это?»

Пророк ﷺ ответил: «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут». (аль-Бухари)

 

Известный учёный Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Желательно положить зелёную ветку на могилу, следуя достоверному хадису Пророка ﷺ, поскольку благодаря её тасбиху (поминание Всевышнего) покойному облегчаются могильные муки и тасбих зелёной ветки совершеннее восхваления сухой ветки, так как в первой есть проявление жизни. С этим можно сравнить и традицию класть базилик на могилу покойного и т. п.».

 

Далее Ибн Хаджар пишет: «По вынесенному в ходе дискуссии решению запрещается убирать её (зелёную ветку), так как это проявление пренебрежения к правам покойного. Но, согласно более достоверному решению, нет ничего запретного в том, чтобы убрать высохшую ветку, так как право покойного истекает после её высыхания. Поэтому было упомянуто о желательности класть зелёную ветку, поскольку Пророк обусловил облегчение мук свежестью ветки, пока она не высохнет».


Заключение:

Из приведённого выше следует, что зелёные насаждения на могиле дозволены и желательны. Но возлагать венки на могилу не следует – во избежание уподобления немусульманам.

 

5. – Каково решение (хукм) насчёт рукопожатия после намаза?

 – Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму» пишет:

«Относительно рукопожатия после утреннего и после обеденного намаза шейх аль-Имам Абу Мухаммад бин Абдусалам сказал, что оно из дозволенных нововведений: его не относят ни к желательным, ни к нежелательным. Он полагает: предпочтительнее считать рукопожатие с теми, кто находился рядом до намаза, дозволенным деянием, как было уже сказано. Если же они не были вместе до намаза, то рукопожатие при встрече является сунной, по единогласному мнению, основанному на достоверных хадисах».

 

А что касается рукопожатия после каждого намаза, то известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» пишет: «Рукопожатие, которым обмениваются люди после молитвы, не имеет основы, однако в этом нет ничего плохого».