Я имею право?

Мир вам! Меня зовут Абдулхалик. Мне 14 лет, я родился и вырос в семье, где всегда почитали и исповедовали Ислам.

статья опубликована в номере: 2 (591) / от 15 января 2020 (Джумадуль-авваль 1441 г.)
48

Уже почти год я посещаю уроки чтения Корана. Наш учитель Магомедали рассказывает много интересного об Исламе, его возникновении и распространении, о Пророке Мухаммаде ﷺ. Часто он затрагивает нравственные проблемы: отношение друг к другу и старшим, воспитание мусульманина, уважительное отношение к родителям, права и обязанности мусульманина в обществе.

 

Однажды в школе я случайно прочитал слова Чаадаева о том, что «Ислам – одно из наиболее замечательных проявлений Закона». В этот момент я невольно задумался о смысле этих слов. И мне стало интересно, каковы же права человека в моей религии, если даже классики русской литературы и многие учёные, не исповедовавшие Ислам, так часто ссылались на нашу религию и приводили её законы в пример другим. Я решил изучить права детей в Исламе.

 

Всё, что я узнал по этой теме, оказалось очень интересным и познавательным. Однако я узнал, что в мире есть официально принятые документы, защищающие права детей. В первую очередь это «Конвенция ООН о правах ребёнка». Это международный правовой документ, определяющий права детей в государствахучастниках.

 

Конвенция о правах ребёнка – первый и основной международно-правовой документ обязательного характера, посвящённый правам ребёнка. Он состоит из 54 статей, определяющих права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее). Участниками Конвенции о правах ребёнка являются все страны-члены ООН, кроме США, Палестина и Ватикана.

 

В 1946 году был образован Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Во всех этих документах чётко написано, что соблюдение прав детей, защита и обеспечение их безопасности является первостепенной задачей и обязанностью. Среди прав детей – право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей, здравоохранение, образование, свободу мысли и слова, свободу вероисповедания, доступ к распространению информации, защиту от жестокого обращения, защиту во время конфликтов и войн. Но каково было моё удивление, когда я изучил права детей в Исламе!

 

Я открыл для себя, что те принципы, которые были сформулированы Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей» в 1923 году, были уже провозглашены в Исламе четырнадцать веков назад. Ислам закладывает фундамент для правовой и социальной гарантии прав ребёнка и его правильного воспитания, ведь дети – продолжатели рода человеческого, украшение семьи, подарок Всевышнего.

 

Что же касается Посланника Аллаха ﷺ, то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети – это райские бабочки». В Исламе чётко прописаны такие права детей, как право на жизнь и здоровье. В Исламе ещё не рождённый ребёнок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но и имеет право на свою долю в наследстве.

 

В Священном Коране строго запрещено детоубийство (смысл): «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (сура «Аль-Исра», аят 31). Дети в Исламе имеют право на семью, обеспечение и воспитание. Никто не вправе отнять жизнь, дарованную Всевышним.

 

Новорождённые, беспомощные и беззащитные, не способны оградить себя от опасностей и не могут обеспечить себя едой и условиями, необходимыми для жизни. Поэтому отец ответственен за полное обеспечение своих детей. В обязанности же матери входит воспитание детей, забота о них, ведь в Исламе женщина освобождена от необходимости работать, добывать пропитание. Далее – право на справедливое отношение ко всем детям.

 

В моей семье пять человек: папа, мама, я и две сестры. Я никогда не видел, чтобы родители особо выделяли кого-то из детей, больше любили единственного сына или младшую сестрёнку. Как оказалось, об этом говорится и в Исламе – дети имеют право на равное отношение со стороны родителей.

Чтобы избежать ревности, ни один ребёнок не должен получать от родителей больше преимуществ и внимания, чем его сёстры и братья. Пророк ﷺ сказал: «Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих детей в равенстве и справедливости!» (Муслим). Мне понравилось то, что единственным исключением можно считать повышенное внимание к детям с ограниченными возможностями.

 

Дети-инвалиды имеют право на особенный уход и внимание так же, как и на образование и общественную поддержку. Ислам не только обязывает заботиться о родных детях, но и призывает к проявлению милости к приёмным. Право на образование. Нам часто учителя говорят, что получение знаний – самый эффективный способ для благоприятного развития и становления личности.

 

К сожалению, даже в наши дни бывают случаи, когда родители запрещают детям ходить в образовательные учреждения, ссылаясь на религиозные убеждения. Но, согласно хадису Пророка ﷺ, «получение знаний является обязательным для каждого мусульманина или мусульманки» (аль-Бухари).

Кроме того, первым аятом, ниспосланным Любимцу Аллаха ﷺ, является указание на получение знаний: «Читай, во имя Господа, Который сотворил человека из сгустка» (сура «Аль-Аляк», аяты 1–2). От взрослых я часто слышал: за знаниями хоть в Китай.

 

Но не понимал настоящего смысла этих слов. И каково же было моё удивление, когда я узнал, что эти слова пришли из Ислама и принадлежат Пророку Мухаммаду ﷺ! Он завещал своим последователям «получать знания с колыбели и до могилы, даже если для этого придётся отправиться в Китай».

 

Он также отпустил образованных пленников из числа своих врагов, захваченных в плен в битве при Бадре, после того как они обучили детей мусульман чтению и письму. Я был удивлён, насколько справедлива и гармонична наша религия, когда узнал и о правах подростков в Исламе. Во всём мире человек считается совершеннолетним по достижении им определённого возраста (в основном 18 лет).

 

До этого момента он считается ребёнком, который по существующим законам не несёт ответственности за совершаемые им действия. Осознание безнаказанности и порождает детскую преступность, которая со временем только молодеет. В Исламе же человек становится взрослым, совершеннолетним по достижении им половой зрелости.

 

С этого момента он несёт ответственность за все свои дела и поступки. Мне стало понятно, что человек, серьёзно изучающий основы Ислама и придерживающийся всех этических норм в Исламе, никогда не будет равнодушным, чёрствым, безответственным, а тем более жестоким. Поэтому я считаю, что ребёнку нужно с самого раннего детства прививать любовь к ближнему и уважение прав окружающих. Пусть все дети в мире будут счастливы! Аминь. 


АБДУЛХАЛИК ХАЙБУЛАЕВ
 

Также в рубрике

«Мой платок – моя корона»

Первого февраля в рамках Всемирного дня хиджаба в соборной мечети «Ускудар» г. Саранска состоялось

Духовный центр, объединяющий сердца

Духовно-просветительский центр имени пророка Исы عليه السلام является поистине грандиозной стройкой XXI века

Права ли я?

У моего сына хороший друг – так мне казалось, пока тот не уехал на учёбу в другой город. Но недавно я стала

Как сохранить семью?

Полгода назад у нас родился сын. Муж был очень рад ребёнку и поначалу поддерживал во всём. Помогали и