18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Имам Абу Ханифа – последователь науки «тасаввуф»

«Если бы не эти два года, то погиб бы Ну’ман» В наше время находится немало тех, кто абсолютно безосновательно отвергает высказывания великих деятелей Ислама либо открыто выражает сомнения относительно них. Приведём непоколебимые и авторитетные источники, указывающие на взаимоотношения имама А ’зама (величайшего) Абу Ханифы Ну’мана ибн Сабита с Джа’фаром ас-Садыком.

1. Великий имам ханафитской богословско-правовой школы Ахмад-Фарук, более известный как имам Раббани, потомок праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه, которого учёные прозвали Обновителем второго тысячелетия Ислама, в своей известной книге «Мактубат» приводит слова имама Ахмада бин Ханбаля, основателя ханбалитского мазхаба, о причине оставления имамом Абу Ханифой иджтихада (вынесения богословско-правовых заключений) в пользу духовного совершенствования словами самого имама Абу Ханифы: «Если бы не эти два года, то погиб бы Ну’ман». Имеется в виду: если бы не эти два года встречи с Джа’фаром асСадыком, то нашёл бы свою погибель Ну’ман (Абу Ханифа).

 

2. Выдающийся богослов ханафитского мазхаба Ибн Абидин, которого прозвали Точка (последнее слово) мазхаба Абу Ханифы и Султан ханафитов, автор более 50 трудов по фикху, тафсирам Корана, опровержению сект и течений, в самой известной своей работе «Радд аль-Мухтар ‘аля ад-Дурр уль-Мухтар» (разъяснения на книгу «Дурр уль-Мухтар», автор Мухаммад ибн Али аль-Хаскафи (1025—1088 гг. хиджры)), до сих пор считающейся лучшей книгой по ханафитскому мазхабу, приводит иснад (цепочку) учеников – последователей Абу Ханифы по линии как шариата, так и тариката (тасаввуфа), каждый из которых был известным богословом своего времени.

 

Там говорится, что учителем (шейхом) тариката Абу ль-Касыма альКушайри (автора книги «Рисалят уль-Кушайрия») был Абу Али Даккак, а его учителем был Абу ль-Касым ан-Насрабази, духовным наставником которого был Шибли, а ему передал эти знания ас-Сари ас-Сакти, который был учеником и мюридом Ма’руфа аль-Кархи. Маруфа аль-Кархи, в свою очередь, наставлял Давуд ат-Таи, а последний говорил, что взял и шариат (явные знания) и тарикат (скрытые знания), от величайшего имама Абу Ханифы.

 

3. Известный богослов-правовед Абд уль-Гани ан-Набулси аль-Ханафи, преподававший в мечети Омеядов (Дамаск, Сирия) и издававший фетвы (исламские правовые заключения), написавший более трёхсот книг и монографий, ещё в молодости (не достигнув и двадцати лет) привёл в книге «Хадикат ан-Надия» цепочку передачи знаний тасаввуфа (тариката, суфизма), и это:

1) Пророк Мухаммад ;

2) праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه;

3) сподвижник Пророка Салман аль-Фариси رضي الله عنه;

4) ат-табиин (последователь сподвижников Пророка ) Касым ибн Мухаммад – внук праведного халифа Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه;

5) Джафар ас-Садык…

 

4. Великий учёный третьего столетия хиджры Абу Хамзат аль-Багдади аль-Баззаз в книге «Тухват уль-асна Ашарият» говорит, что великий имам Абу Ханифа вступил на путь тасаввуфа и находился в течение двух лет под духовным наставничеством Джафара ас-Садыка, а он обучался у своего отца, имама Мухаммада аль-Бакыра, а он – у его дяди Зайда ибн Али ибн Хусейна – сына четвёртого праведного халифа Али رضي الله عنه, взяв знания и тарикат, вошёл в непрерывную сильсиля (цепочку) передачи сокровенных (батин) и явных (захир) знаний от самого Господина Пророка Мухаммада ﷺ.

 

Эти же сведения приводит шейх Алюси, составивший мухтасар (сокращение) этой книги. Дорогие братья и сёстры, давайте теперь поразмыслим. Величайший имам, один из великих табиинов, Корона богобоязненных, учению которого вот уже более 1300 лет следуют миллиарды мусульман по всему миру, обладатель глубочайших знаний, воспитавший более 40 муджтахидов (высшая степень исламских наук), имея такой багаж знаний, говорит, что он «погиб бы», если бы не стал последователем тасаввуфа.

 

Насколько же может быть велико то, что он получил в эти два года, если всё предыдущее, чего он достиг до этого, он сравнил с погибелью! Отсюда мы можем сделать вывод: как же безответственно, необдуманно и опасно оставлять или недооценивать важность третьего столпа нашей с вами религии – исана и духовного наставничества, являющегося его составной частью. Да сделает нас Всевышний теми, кто входит в число понимающих истину. Аминь!


ИДРИС КАМАЕВ 
Источник: dumdv.ru