26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Стыдно не бояться

Всех нас посещают страхи. Это случается в разное время, в разной степени и по разным поводам. Боязнь – нормальная реакция человека на что-то опасное. И всё же она не приветствуется, и говорить о ней, как правило, люди не хотят.

А вот в жизни мусульман есть страхи, которых мы не только не стыдимся, но и считаем однозначно полезными, поэтому стараемся в себе воспитывать. Итак, мусульмане стремятся уметь...

 

Бояться Наказания Аллаха

Аллах в Священном Коране сообщает о Себе как о Милостивом, Прощающем, Дарующем блага в обоих мирах. Вместе с тем Священный Коран содержит немало напоминаний о Гневе Аллаха ﷻ и суровости Его Наказания. Таким образом, мусульманин, принимая во внимание возможность прощения своих грехов, не может игнорировать вероятность наказания за них.

 

Это было бы усечённым, а значит, ошибочным верованием. Мы не имеем права «сортировать» Действия Аллаха ﷻ, чтобы что-то из них выбирать, а от чего-то пытаться отказаться. Мусульманин, хорошо знающий свою религию и честно соблюдающий её законы, награждается благоразумием. Именно это качество заставляет его бояться прогневить Аллаха ﷻ, бояться Его Наказания.

 

Поэтому такой человек будет стараться не грешить, а если оступится, то – скорее каяться. Этот вид страха спасителен для души и жизни. Без него человек смело пускается «во все тяжкие», бесстыдно полагая, что ему всё простится. Такое поведение на руку только врагу всех людей – шайтану.

 

Однако если человека преследуют парализующие волю безнадёжность и отчаяние, то это тоже дьявольская уловка. Предостерегая от подобных перекосов, Ислам учит нас находиться «между страхом и надеждой». Иначе говоря, из страха перед Наказанием Аллаха ﷻ необходимо добросовестно стараться избегать грехов, не оставляя при этом надежды на Прощение Творца. Такая взвешенность даруется Создателем при действительном стремлении человека соблюдать Его Законы.

 

Бояться быть неблагодарным Аллаху

Аллах ﷻ обеспечивает нас всем необходимым. Даже тем, о чём мы не успеваем задуматься и попросить у Него. Не замечая воздуха, мы дышим; не ощущая работы мозга, обучаемся и т.д. Казалось бы, всё очевидно: человек создан Аллахом ﷻ и каждую миллисекунду получает от Него Заботу и Помощь. Значит, его благодарность Творцу логична и обязательна.

 

Но в жизни нередко бывает иначе. Неблагодарность Аллаху ﷻ может иметь разные формы: от неумения видеть в своих успехах Волю Создателя до неумения говорить простейшее «спасибо» окружающим. Отдельным видом неблагодарности выступают наши жалобы.

 

Здесь человек может потерять очень много. Во-первых, может навлечь на себя Гнев Аллаха ﷻ, ведь он будто снова и снова предъявляет претензии Творцу. Во-вторых, повторяющиеся жалобы раздувают масштабы случившегося, чем затрудняют мозгу поиск решений.

 

В результате «безвыходность» загоняет несчастного в состояние глубокого уныния и (не дай Аллах ﷻ) потери надежды на Его Прощение. Разве не ясно, кому всё это на руку? Снова ему – шайтану. Он достигает своих подлых целей, когда жертва его обманов устраивает себе проблемы в этой жизни и готовит их для следующей. Аллах ﷻ говорит в Коране, что умножит Милости тем, кто благодарен.

 

Значит, через неблагодарность Он уменьшит блага? Мало того, Всевышний может и лишить человека того, за что тот не выражал благодарности. Причём лишить безвозвратно… Согласитесь, разумный мусульманин станет бояться неблагодарности Аллаху ﷻ. Он будет всячески её избегать. И Аллах ﷻ поможет, если человек искренен в стремлении выполнять Его Законы.

 

Бояться нарушать права других людей

Аллах ﷻ создал всех нас и каждому даровал возможность жить на земле и чего-то добиваться. В этом статусе – божественных созданий – все мы равны. При этом каждый из нас – отдельный мир. Такой, который Аллах ﷻ защищает и о котором заботится. Да так, что, запретив даже Себе угнетение и притеснение Своих созданий, всегда поступает с нами неизменно справедливо.

 

На фоне такого благоволения Аллаха ﷻ к своим творениям нетрудно понять, что Он может быть разгневан за посягательства на благополучие Его рабов, за нарушение их прав. Мы не хотим, чтобы нам доставляли трудности или неприятности. Но мы и в окружающих должны признавать эту позицию. Не случайно Ислам призывает поступать так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами. И наоборот – не делать того, что мы не приемлем в отношении себя. 

 

Известно, что наш отчёт на Великом Суде будет включать и отчёт за наши отношения с людьми. Неразрешённые конфликты, агрессия, ложь, предательство и т.п. – всё встанет перед нами заново и вживую. Придётся платить по счетам.

 

И расчёт может оказаться тяжёлым – посредством благих деяний и грехов. Учёные Ислама объясняют, что обидчик станет отдавать свои благодеяния всем тем, чьи права он нарушил при жизни. Если благие дела иссякнут, а расчёт всё ещё не закончится, то притеснителю придётся забирать грехи тех, кто от него пострадал на земле. Тем самым их ноша ответственности станет облегчаться, а его – утяжеляться и утяжеляться... Не дай, Аллах ﷻ, такого никому из нас!

 

Очевидно, что разумный человек станет бояться нарушить чьи-то права. Заботясь о своём положении в Судный день, он постарается в земной жизни контролировать свои отношения с окружающими – будет держать своё слово, отдавать долги, беречь чувства людей и их имущество... Ох, как непросто! Но Аллах ﷻ помогает, если Его раб неустанно стремится жить по Высшим Законам. 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА