19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.01.2020 (по Шафии)

1. – Действителен ли ракаат человека, успевшего присоединиться к коллективному намазу лишь в поясном поклоне? А также берёт ли при этом имам – несовершеннолетний юноша – ответственность за непрочитанную молящимся суру «Аль-Фатиха»? 2. – Имеет ли право мужчина, имеющий нескольких жён, выезжая в путь, брать с собой одну из них без согласия других, и должен ли он возмещать жёнам, которых оставил дома, время, проведённое в пути с той, которую забрал с собой? 3. – Правда ли, что во время произнесения такбира в намазе женщина не должна поднимать руки? И есть ли ещё какие-либо отличия в намазах мужчины и женщины? 4. – Есть ли определённое, предпочтительное время для бракосочетания? 5. – Моя жена после родов более пяти раз кормила ребёнка своей подруги. Являются ли другие её дети молочными братьями и сёстрами моим детям? 6. – Можно ли заменить кость, например сустав ноги? И если можно, то какой имплант дозволен?

1. – Действителен ли ракаат человека, успевшего присоединиться к коллективному намазу лишь в поясном поклоне? А также берёт ли при этом имам – несовершеннолетний юноша – ответственность за непрочитанную молящимся суру «Аль-Фатиха»?

– В соответствии с шафиитским мазхабом, несовершеннолетний имам ответственен за суру «Аль-Фатиха» молящегося за ним (мамума), если тот вступил в намаз в поясном поклоне. А также если мамум опоздал и не успел завершить чтение суры «Аль-Фатиха» за имамом.

Условия, при которых имам несёт ответственность за непрочитанную мамумом суру «Аль-Фатиха»:

– Поясной поклон должен засчитаться самому имаму, то есть он должен быть совершён имамом в омовении.

– Поясной поклон не должен быть сделан в дополнительном ракаате, совершённом по забывчивости или отвлечённости, подобно пятому ракаату в обеденном намазе.

– Молящийся за имамом должен выдержать небольшую паузу в поясном поклоне, пока имам поднимется на итидаль (выпрямление после поясного поклона), иначе поясной поклон мамума не засчитывается и надо совершать этот ракаат после завершения имамом намаза. («Тухфат аль-Мухтадж», «Ан-Надж аль-Ваххадж»)
 

 

2. – Имеет ли право мужчина, имеющий нескольких жён, выезжая в путь, брать с собой одну из них без согласия других, и должен ли он возмещать жёнам, которых оставил дома, время, проведённое в пути с той, которую забрал с собой?

– Если муж выезжает в обычный дозволенный путь (то есть не уезжает навсегда), вне зависимости от того, на какое расстояние, то он имеет право забрать с собой одну из супруг или нескольких только по жребию или с согласия тех, кого он оставляет дома.

 

Жребий бросают только между жёнами, которые в состоянии выехать в путь по состоянию здоровья и т. д. Если же он заберёт одну из жён или нескольких без жребия или согласия других жён, то он впадает в грех. Тем самым он должен возместить другим жёнам всё время, проведённое в пути в оба конца, и время, проведённое в самом пункте назначения, даже если он с ней там не ночевал.

 

А если он забрал одну из жён или нескольких с согласия других, то на нём нет греха, и он не должен возмещать другим жёнам время, проведённое с другой в дороге и в самом пункте назначения. Если он забрал с собой в дозволенный путь жену, на которую пал жребий, то возмещать нужно только время, проведённое с ней в пункте прибытия, при наличии у него намерения пробыть там четыре дня и более и при условии, что он не жил там отдельно. Если у него нет такого намерения (намеревается пробыть там менее четырёх дней), то это время не нужно возмещать. («Минхадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

3. – Правда ли, что во время произнесения такбира в намазе женщина не должна поднимать руки? И есть ли ещё какие-либо отличия в намазах мужчины и женщины?

– Отличие намаза женщины, помимо границ аврата, заключается в совершении желательных действий, несоблюдение которых не делает намаз недействительным.

В частности:

– Женщине на протяжении всего намаза локти желательно держать прижатыми к туловищу, особенно при совершении поясного и земного поклонов.

– При произнесении вступительного такбира («Аллаху Акбар!») женщина поднимает руки так же, как и мужчина, до уровня ушей, локти же остаются прижатыми к туловищу.

– При вступлении в намаз ей, как и мужчине, желательно расставить ноги на ширину пяди (около 18 см). Что касается расположения ног при поясном и земном поклоне, то она соединяет ступни или же оставляет между ними расстояние, равное пяди.

– Женщине, в отличие от мужчин, при совершении земного поклона желательно прижать локти и бёдра к туловищу. Но ей, как и мужчине, нежелательно прижимать локти к земле (полу).

– Нежелательно женщине повышать голос в намазе, если присутствует мужчина, не являющийся для неё махрамом (муж или близкий родственник, за которого ей запретно выходить замуж). Всё тело женщины, кроме овала лица и кистей рук, должно быть закрыто, иначе намаз будет недействительным.

 

Если женщина, будучи имамом в коллективном намазе женщин, совершит ошибку или упустит что-либо, другие женщины напоминают ей об этом похлопыванием правой ладони по тыльной стороне левой кисти, в отличие от мужчин, которые в такой ситуации произносят: «Субханаллах».

(«Мугни аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж», «Тухфат альМухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «АльИкна» с субкомментариями имама аль-Байжури)
 

4. – Есть ли определённое, предпочтительное время для бракосочетания?

– Желательно (суннат) жениться в месяцах Шавваль или Сафар, так как Посланник Аллаха ﷺ женился на Аише رضي الله عنها в месяце Шавваль, а в Сафаре выдал свою дочь Фатиму رضي الله عنها за сподвижника Али رضي الله عنه. Также желательно брачный договор (никях) заключать в мечети, так как на это есть указание в хадисе, переданном имамом ат-Табрани.

 

Предпочтительно жениться в пятничный день, поскольку это самый почётный день недели. Также желательно сочетаться браком в присутствии большого количества набожных людей в начале дня (то есть до обеденного азана), потому что Посланник Аллаха ﷺ просил Всевышнего сделать благодатным это время суток для своей общины (уммы).

 

Все остальные дни и месяцы одинаковы в этом плане, то есть нет запрета на заключение брака в другое время. Что же касается разных мнений, которые бытуют у людей, к примеру, что нежелательно жениться между двумя праздниками (Ураза-байрам и Курбан-байрам) или в мае и т. п., то это всё не что иное, как суеверие, верить в которое запретно. («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями ашШабрамаллиси)
 

 

5. – Моя жена после родов более пяти раз кормила ребёнка своей подруги. Являются ли другие её дети молочными братьями и сёстрами моим детям?

– Необходимым условием для установления молочного родства является пятикратное грудное кормление ребёнка, не достигшего двухлетнего возраста. Родные братья и сёстры ребёнка, которого накормила женщина, не становятся молочными братьями и сёстрами для других её детей. Молочным родственником (братом, сестрой) является лишь тот ребёнок, которого непосредственно накормила женщина. («Тухфат альМухтадж»)
 

 

6. – Можно ли заменить кость, например сустав ноги? И если можно, то какой имплант дозволен?

 – Если это необходимо, то разрешено. Например, при переломах или заболевании костей, даже если можно вылечить, но при условии, что болезнь затягивается, а замена сустава гарантирует быстрое восстановление. При наличии выбора импланта, согласно шафиитскому мазхабу, нужно соблюсти следующие основные условия:

1. Нужно использовать искусственный протез или же кость заколотого по нормам религии животного.

2. Если такового нет или же это проблематично изза длительности восстановления и т. д., то используется кость заколотого не по Шариату животного.

3. Если и она не подходит, то разрешается заменить костью свиньи.

4. Если же кость свиньи не подходит, то имплантируют кость собаки.

5. Что касается человеческой кости, то это разрешено только в крайнем случае, – когда испробованы остальные варианты или же они малоэффективны. («Тухфат альМухтадж)