17 августа
2022 года
поделиться
Категория: Актуально

Долг платежом красен

Долг – это милостыня, цель которой – оказание помощи тем, кто пребывает в тяжёлом положении. Наша религия запрещает наживаться на тяжёлых ситуациях другого человека.

Посему является запретным при сделке долга обговаривать то, что может стать выгодой для зай-модателя, например возврат долга в большем размере, чем он был выдан: «Я даю тебе в долг 100 тыс. с условием, что ты мне вернёшь 120 тыс.».

 

Или кредитор ставит такое условие: «Я даю тебе в долг 100 тыс. с условием, что помимо той суммы, которую ты должен, я буду два месяца пользоваться твоей машиной». Такие сделки считаются запретным ростовщичеством.

 

Всевышний Аллах в Коране сказал по этому поводу (смысл): «Те, кто занимается ростовщичеством, в Судный день воскреснут (из своих могил), подобно сумасшедшим, одержимыми дьяволом» (сура «Аль-Бакара», аят 275).

 

Однако стоит заметить, что для должника весьма желательно при возврате долга добавить от себя некую сумму в знак благодарности за оказанную помощь. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, лучшие из людей – это те, кто возвращает долг в лучшем виде» (Муслим). 

 

Желательные действия при заключении сделки долга

Всевышний Аллах побуждает, чтобы акт заключения сделки долга был записан (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его». Далее в этом же аяте Всевышний побуждает к тому, чтобы договор происходил при свидетелях (смысл): «Призовите в качестве свидетелей двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями. Так будет более справедливо перед Аллахом , убедительно для свидетельства и лучше во избежание сомнений». (Коран, сура «Аль-Бакара», аят 282)

 

Жизнь человека коротка, он не знает, сколько точно он проживёт в этом мире, срок его ухода может наступить в любой момент. Поэтому такие желательные действия находятся в интересах как займодателя, чтобы при требовании долга предоставить доказательства, так и самого должника.

 

Ведь если к нему придёт смерть и никто не погасит его долг, то это чревато последствиями в будущей жизни. Пророк ﷺ сказал: «Душа сына Адама عليه السلام остаётся прикреплённой к своему долгу (удерживается от входа в Рай) до тех пор, пока он не будет погашен» (Ахмад).

 

Молитва от тревоги и долга

Однажды Пророк ﷺ вошёл в свою мечеть и увидел опечаленного сподвижника, которого звали Абу Умама رضي الله عنه. Пророк ﷺ поинтересовался: «Абу Умама, что ты делаешь в мечети вне времени молитвы?» Тот ответил: «О Посланник Аллаха ﷺ, поистине я в тревоге и печали, и меня одолели долги».

 

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не научить ли тебя мольбе, при прочтении которой исчезнет твоя тревожность и погасятся долги?» Абу Умама رضي الله عنه сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха ﷺ ».

 

Тогда Пророк ﷺ  научил его читать следующую мольбу утром и вечером: «Аллахумма, инни а’узу бика мина ль-хамми ва ль-хазани, ва а’узу бика мина ль-‘аджзи ва ль-касали, ва а’узу бика мина ль-бухли ва ль-джубни, ва а’узу бика мин галябати ддаайни ва кахри рриджаль».  

 

Абу Умама رضي الله عنه позже говорил, что так и поступил, как советовал Пророк ﷺ, и тревога покинула его сердце, и он смог расплатиться с долгами. (Абу Давуд)

 

Удивительная история о погашении долга

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ рассказал историю об одном человеке из сынов Израиля, который попросил у своего богатого соплеменника долг в 1000 динаров (золотых монет).
– Приведи свидетелей, которых я возьму в свидетели, – сказал богач.

– Достаточно ли тебе Аллаха ﷻ в качестве свидетеля? – Приведи тогда поручителя.

– Достаточен ли тебе Аллах ﷻ как поручитель?

– Хорошо тогда, – согласился богач. И дал ему 1000 динаров на определённый срок. Взяв эти деньги, бедняк отправился в море, используя эти деньги в своих нуждах и делах. Затем, когда пришло время возвращать долг, должник стал искать корабль, чтобы приплыть в назначенный срок и отдать долг, но не нашёл его.

 

Тогда он взял полено, высек в нём углубление, положил туда 1000 динаров и записку хозяину денег, которому он задолжал, и тщательно залатал это место. Потом подошёл к берегу моря и сказал: – О Аллах ﷻ, Ты знаешь, что я взял в долг у такого-то 1000 динаров.

 

Он попросил у меня поручителя, и я спросил, достаточно ли ему Аллаха ﷻ как поручителя, и он удовлетворился Тобой. Он спросил у меня свидетеля, а я спросил, достаточно ли ему Аллаха ﷻ как свидетеля, и он с этим тоже согласился. Я старался найти корабль и отправить ему деньги, но не смог найти. Поистине, я поручаю эти деньги Тебе!

 

Он бросил полено в море, и огромные волны постепенно стали уносить его всё дальше и дальше. Затем должник ушёл, но продолжал искать корабль, чтобы вернуться на родину. А богач как-то вышел на берег моря в ожидании корабля, который должен был доставить его деньги.

 

Простояв немного времени, он решил вернуться, прихватив полено, которое лежало на берегу. Придя домой, он решил распилить полено, чтобы растопить дома огонь, и обнаружил внутри деньги и записку. Богач был в изумлении. Через некоторое время прибыл корабль, и пришёл должник с 1000 динарами.

 

Поприветствовав богача, он сказал: – Клянусь Аллахом ﷻ, я долго искал корабль, чтобы вовремя вернуться к тебе с твоими деньгами. Богач спокойным голосом спросил:

– Отправлял ли ты мне чтолибо?

– Сообщаю тебе, что я не нашёл корабля, кроме того, на котором приплыл, – ответил должник.

– Поистине, Аллах ﷻ уплатил твой долг тем, что ты отправил в том полене! Обрадованный милостью Всевышнего, должник вернулся со своими деньгами. (Передал альБухари)


АБДУЛЛА АБДУЛКЕРИМОВ