Тот, кто первым поприветствовал Пророка ﷻ

«Ни земля, ни небо не видели более искреннего человека, чем Абу Зарр رضي الله عنه». Посланник Аллаха ﷻ В долине Ваддан, которая связывала Мекку с внешним миром, обитало племя Гифар. Они жили за счёт небольшой подати, которую выплачивали им торговые караваны курайшитов, направлявшиеся в аш-Шам (регион на Ближнем Востоке, охватывающий несколько современных государств – Сирию, Ливан, Израиль и Иорданию) или прибывавшие оттуда. Возможно также, что они занимались грабежом тех караванов, которые отказывались выплачивать требуемую подать.

статья опубликована в номере: 1 (590) / от 01 января 2020 (Джумадуль-авваль 1441 г.)
156

Джундуб ибн Джунада, позже прозванный Абу Зарром, был выходцем из этого племени. Однако от своих соплеменников он отличался отважным сердцем, благоразумием и дальновидностью. Чрезвычайно тягостное впечатление на него производили идолы, которым поклонялся его народ, не признавая веру в Аллаха ﷻ. Его возмущало положение арабов, их ересь в отношении религии, незначительность ума.

 

Он не мог дождаться появления нового пророка, который бы наполнил истиной умы и души людей, вывел бы их из тьмы невежества к свету истины. Будучи на своём кочевье, Абу Зарр رضي الله عنه услышал вести о новом пророке, который появился в Мекке.

 

Обращаясь к своему брату Анису, он сказал: «Немедленно отправляйся в Мекку и постарайся обязательно найти этого человека, который провозгласил себя пророком и будто бы получает с небес Божественное откровение. Послушай, что он говорит, а потом расскажешь мне». Прибыв в Мекку, Анис встретился с Посланником Аллаха ﷺ и послушал его проповеди.

 

Затем вернулся к своим соплеменникам, где Абу Зарр رضي الله عنه с нетерпением ждал его, и тут же начал жадно расспрашивать брата о новом пророке. Анис сказал: «Клянусь Аллахом , я увидел человека, который искренне призывает к благим нравам, и его речь не похожа на стихи поэтов». Абу Зарр спросил: «А что о нём говорят люди?» – «Они говорят, что он волшебник, прорицатель и поэт», – ответил Анис. Абу Зарр воскликнул: «Клянусь Аллахом ﷻ, ты не утолил мою жажду и не удовлетворил мою нужду!

 

Не можешь ли ты присмотреть за моей семьёй, – я отправлюсь к нему и лично всё разузнаю». Анис ответил: «Да, разумеется. Но будь осторожен с жителями Мекки». Захватив с собой немного продуктов и небольшой сосуд с водой, Абу Зарр ранним утром отправился в Мекку, с тем чтобы лично встретиться с Пророком ﷺ.

 

В Мекке он испытывал большое беспокойство. Ему было известно ревностное отношение мекканцев к своим божествам и их жестокие репрессии в отношении любого, кто объявит себя последователем Мухаммада . Поэтому Абу Зарр не стал никого расспрашивать о Пророке ﷺ, так как не знал, кто кого представляет.

 

Когда наступила ночь, Абу Зарр расположился на ночлег в мечети. Когда он укладывался спать, мимо него прошёл Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه. Заметив, что перед ним странник, он сказал: «Послушай, пошли к нам». Абу Зарр последовал за Али и переночевал у него дома. Утром, захватив свои пожитки, он вернулся в мечеть. При этом Али رضي الله عنه и Абу Зарр ни о чём друг друга не спрашивали. Абу Зарр провёл и следующий день в мечети, но так и не увидел Пророка ﷺ.

 

Поздним вечером он вновь решил остаться на ночь в мечети. Мимо него опять прошёл Али رضي الله عنه. Узнав старого знакомого, улыбаясь, он сказал: «Не пора ли человеку уже знать, где его пристанище?» Али رضي الله عنه снова отвёл Абу Зарра к себе домой, где тот остался на вторую ночь. Как и в первый раз, они не стали ни о чём друг друга спрашивать.

 

На третью ночь Али رضي الله عنه решил узнать о цели визита своего спутника: «Не расскажешь ли ты, зачем прибыл в Мекку?» Абу Зарр ответил: «Если ты мне дашь обещание показать то, что мне нужно, я скажу тебе об этом». Али رضي الله عنه твёрдо пообещал Абу Зарру сделать это.

 

«В Мекку я прибыл издалека, стремясь встретиться с новым пророком, услышать что-либо из ниспосылаемых ему откровений Господа», – сказал Абу Зарр. Лицо Али رضي الله عنه радостно засияло, и он воскликнул: «Клянусь Аллахом , он действительно является Посланником Аллаха ! Да, это так! Это так! Утром следуй за мной туда, куда я пойду. Если я замечу какую-либо опасность, то остановлюсь, как будто хочу передохнуть, выпить воды. Когда же я продолжу путь, ты следуй за мной, пока не войдёшь туда, куда войду я».

 

Всю ночь Абу Зарр не мог сомкнуть глаз, страстно желая увидеть Пророка ﷺ . Утром Али вместе со своим гостем отправился в дом благородного Посланника ﷺ. Абу Зарр по пятам следовал за Али, пока они не вошли к Пророку ﷺ. 


Абу Зарр произнёс: «Ассаламу алайка ва расулюллах!» («Мир тебе, о Посланник Аллаха ﷺ!») В ответ Пророк ﷺ сказал: «Ва алайка ссаламу ллахи ва рахматуху ва баракатух!» («И тебе мир, милость и благословение Аллаха ﷻ!») Абу Зарр был первым человеком, который приветствовал Посланника Аллаха ﷺ исламским приветствием. После этого оно получило широчайшее распространение.

 

Подойдя к Абу Зарру, Пророк ﷺ стал призывать его к Исламу и читать ему аяты Корана. Абу Зарр, не раздумывая, провозгласил слова Истины – шахаду (свидетельство о единстве Господа – Всевышнего Аллаха и пророчестве Мухаммада ﷺ). Он стал четвёртым или пятым человеком, принявшим истинную веру.

 

Предоставим же слово самому Абу Зарру رضي الله عنه, чтобы он рассказал заключительную часть своей истории: «После этого я оставался у Посланника Аллаха в Мекке, где он обучил меня религии, читая Благословенный Коран. Затем он обратился ко мне: «Не говори никому в Мекке, что ты принял Ислам. Я боюсь, что в противном случае язычники убьют тебя».

 

Я сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, я не покину Мекку до тех пор, пока не приду в мечеть и не сообщу о моей вере курайшитам». Посланник Аллаха ﷻ промолчал и ничего не ответил. На следующий день, придя в мечеть, где было много курайшитов, беседовавших между собой, я пробрался в самую середину и провозгласил громким голосом: «О курайшиты! Поистине, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха , и Мухаммад – Посланник Аллаха

 

Услышав мои слова, курайшиты пришли в сильнейшее волнение и ярость, вскочили со своих мест и стали кричать: «Хватайте этого вероотступника!» Подбежав ко мне, они кинулись бить меня, желая моей смерти. Но тут дядя Пророка ﷺ аль-Аббас ибн Абд уль-Мутталиб, узнавший меня, бросился ко мне, пытаясь защитить от озверевшей толпы.

 

Он закричал: «Горе вам! Вы убиваете человека из племени Гифар, а ведь ваши караваны проходят через их земли! Немедленно остановитесь!» Курайшиты отступили от меня.  Очнувшись, я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ.

 

Увидев, в каком я состоянии, он воскликнул: «Разве я не запретил тебе говорить о том, что ты принял Ислам?!» Я же ответил: «О Посланник Аллаха ! Моя душа желала этого – и так я смог удовлетворить её потребность».

 

На что Пророк ﷺ сказал: «Возвращайся к своему народу и расскажи им обо всём, что ты видел и слышал. Призови их к истинной вере. Быть может, Аллах принесёт им благо посредством тебя, а тебе ниспошлёт награду за это, а затем возвращайся ко мне».

 

Абу Зарр продолжал: «Когда я вернулся к своему народу, меня встретил мой брат Анис, который спросил: «Ну как ты, что решил?» – «Я принял Ислам, – ответил я. – И сделал это совершенно искренне…» Не успел я сказать это, как Всевышний распахнул его душу, и он произнёс: «Я не собираюсь отказываться от твоей религии. Я тоже принимаю истинную веру».

 

Затем к нам подошла мать, и мы призвали её к вере во Всевышнего. Мать также ответила: «Я не собираюсь отказываться от вашей религии». С этого дня верующая семья неустанно и неутомимо начала призывать людей племени Гифар к вере в Единого Господа, пока мусульманами не стала их большая часть и они все не стали совершать намаз.

 

Часть людей племени говорила: «Мы останемся при нашей религии, пока Посланник Аллаха не прибудет в Медину, чтобы тогда объявить перед ним о своей вере». После прибытия Пророка ﷺ в Медину всё племя приняло веру во Всевышнего. И они по праву заслужили признание Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Всевышний Аллах простил племя Гифар. И тот, кто истинно уверовал, получил благосклонность Аллаха ».

 

Во время битв при Бадре, Ухуде и у рва Абу Зарр رضي الله عنه оставался со своим племенем, а затем прибыл в Лучезарную Медину. Там он имел счастье находиться рядом с Посланником Аллаха ﷺ и служить ему. Всякий раз, встречаясь с Абу Зарром رضي الله عنه, Пророк ﷺ жал ему руку, и лицо его озарялось истинной радостью. Когда Посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир, Абу Зарр رضي الله عنه не смог больше оставаться в Медине.

 

Отправившись в аш-Шам, Абу Зарр رضي الله عنه жил там во времена правления Абу Бакра رضي الله عنه и Умара رضي الله عنه. Когда халифом стал Усман رضي الله عنه, Абу Зарр رضي الله عنه жил в Дамаске. Здесь он убедился, насколько падки мусульмане на соблазны мирской жизни, что было для него абсолютно неприемлемо.

 

Когда Усман ибн Аффан رضي الله عنه вызвал его к себе в Медину, он отправился туда. Но и здесь, в Медине, его поразило стремление людей любым образом заполучить все мирские блага. Вместе с тем люди были недовольны его строгостью. Усман رضي الله عنه повелел ему переселиться в небольшую деревню ар-Рабзу в пригороде Медины. Абу Зарр رضي الله عنه переехал туда и жил там в уединении, будучи абсолютно равнодушным к мирским радостям. 

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Абу Убайда ибн аль-Джаррах t

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри t родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.

Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

После смерти Абу Бакра رضي الله عنه сподвижники поручили дела верующих второму халифу – Умару ибн