28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.12.2019 (по Шафии)

1. Считается ли развод действительным, если человек трижды скажет следующее слово: «талак («развод»), талак, талак»? 2. Разрешается ли женщине заходить в мечеть во время менструального цикла? 3. Можно ли вешать на стену портреты праведников, учёных-богословов или простых людей? 4. Дозволено ли, согласно Исламу, чрезмерно тратить средства на себя и на своих подопечных? 5. Можно ли мужчине вести с замужней женщиной переписку по телефону, если нет в этом ничего предосудительного, только приветствие, просьба дать совет в решении семейных проблем, разве что шутки на данную тему? 6. Можно ли в одностороннем порядке расторгнуть сватовство? 7. Имеет ли жена право расторгнуть брак с умалишённым мужем, а также с мужем, который долгое время находится в коме?

1. Считается ли развод действительным, если человек трижды скажет следующее слово: «талак («развод»), талак, талак»?

Если было произнесено слово «талак» несколько раз, но без упоминания той, кому это слово адресовалось (во втором или третьем лице), или не было упомянуто имя женщины, то это действие не будет считаться разводом.

 

Если слову «талак» предшествовало требование развода, к примеру, просьба жены: «Дай мне развод», и ответом мужа будет троекратное повторение слова «талак», то это будет означать развод при наличии намерения на него.

 

Аргументация: «Для осуществления развода необходимо наряду с глаголом упомянуть объект развода (прямое дополнение), к примеру: “Развожусь (с тобой)”, а также упомянуть подлежащее вместе со сказуемым: “(Ты) разведена”. Следовательно, если лишь вознамериться (без упоминания) на объект развода или на подлежащее, развод не произойдёт, как если бы сказать слово “разведена” вместе с намерением на подлежащее “ты”.

 

Однако, если кто-либо потребует развода и скажет: “Дай развод своей жене”, и он ответит: “Я дал развод” («я развёлся»), то развод будет считаться действительным и без упоминания объекта развода (прямого дополнения)». («Фатх аль-Му'ин»)

 

«Если перед словами “я дал развод” не было требования развода, то одни эти слова без упоминания лица, кому был адресован развод, не являются ни прямыми, ни косвенными словами развода, даже если до этого между мужем и женой произошла ссора».

 

«Согласно аргументированному мнению, слова ‘‘ты – развод” не являются прямыми словами развода и относятся к косвенным словам развода (кинаят), то есть рассматриваются намерением». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

2. Разрешается ли женщине заходить в мечеть во время менструального цикла?

Во время менструального цикла женщине запрещено (харам) заходить в мечеть и находиться там, даже если она уверена, что ничего не запачкает, а также ходить в ней, не пересекая, т. е. зайти, немного походить там и выйти оттуда же, откуда зашла.

 

Также женщине запрещено пересекать мечеть, если она допускает, что может её запачкать. Если же она уверена, что не запачкает, то ей нежелательно (карахат) пересекать мечеть (войдя из одних дверей и выйдя из противоположных), если для этого нет необходимости. Если же есть такая необходимость, то тогда нежелательность отпадает. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

 

3. Можно ли вешать на стену портреты праведников, учёных-богословов или простых людей?

Если на рисунке изображена лишь верхняя часть тела, то есть человек нарисован в той форме, в которой тело обычно не может существовать, то хранить или вешать на стену такой рисунок не запрещено, так как это подобно изображению неживого предмета – дерева, солнца и т.п., которые разрешается рисовать.

 

Поскольку в портретах имама Шамиля и других праведников изображена лишь верхняя часть тела, то разрешается их вешать на стену.
 

 

4. Дозволено ли, согласно Исламу, чрезмерно тратить средства на себя и на своих подопечных?

«Согласно более верному мнению, расходование своего имущества, как бы много его ни было, на милостыню, благотворительность, еду, одежду (подарки), несоответственно статусу не считается расточительством (то есть не является безрассудной тратой имущества).

 

Что касается милостыни, то в этом есть определённая цель, а это получение вознаграждения от Всевышнего, поэтому нет расточительства в благих делах, равно как и нет блага в расточительстве. А что касается траты имущества на себя, то это дозволено, поскольку предназначением имущества является доставление пользы и удовольствия». («Мугни аль-Мухтадж»)

«Однако чрезмерное расходование является нежелательным, и это очевидно». («Хашия аш-Ширвани»)
 

 

5. Можно ли мужчине вести с замужней женщиной переписку по телефону, если нет в этом ничего предосудительного, только приветствие, просьба дать совет в решении семейных проблем, разве что шутки на данную тему?

Посторонним мужчине и женщине нельзя общаться друг с другом без необходимости. И нет разницы в этом вопросе, состоит каждый из них в браке или нет. Если же есть необходимость, то, согласно Шариату, общение должно происходить без лишних слов и шуток.


Аргументация:

В хадисе Пророка ﷺ  говорится: «Прелюбодеянием глаз считается взор на то, на что запретно смотреть, ушей – слушать запретное, языка – говорить запретное, рук – брать и трогать запретное». (аль-Бухари, Муслим)

 

«Слова “прелюбодеяние рук – брать и трогать запретное” говорят о запрете писать посторонней женщине, бросать камушки в её сторону (с целью обратить на себя её внимание) и т. д». («Миркат аль-мафатих, шарх Мишкат аль-масабих»)

 

«Слова Пророка “прелюбодеяние ушей – слушать запретное” означают слушать всё, что запрещено говорить, напримерк ложь, хула и т. д., а также без необходимости слушать речь посторонней женщины». «Также слова “прелюбодеяние языка – говорить запретное” означают все грехи языка, в том числе общение с посторонней женщиной».

 

«Общение с посторонней женщиной запрещено без особой нужды, так как это является источником запретного. А если есть такая нужда, как свидетельство, купля-продажа, то можно (по необходимости)».

 

«А насчёт дозволенности бесед с посторонней женщиной на разрешённые темы, о которой написано в книге “Аль-Кунья”, то имеется в виду допустимость общения по необходимости или при уверенности, что не возникнет желания, или что возраст женщины не вызовет влечения к ней». («Аль-барика аль-Махмуда, шарх ат-Тарика аль-Мухаммадия»)
 

 

6. Можно ли в одностороннем порядке расторгнуть сватовство?

Сватовство не является шари’атским договором, и его может расторгнуть любая из двух сторон. Однако запрещено постороннему человеку сватать девушку, пока не будет расторгнуто предыдущее сватовство.

 

Аргументация:

Имам Ибн ‘Касим аль-‘Аббади в своих субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» приводит фетву имама ас-Суюти:

«Имама Джалалуддина ас-Суюти спросили о парне, который засватал девушку, но её опекун передумал и решил не выдавать за него замуж или когда она сама отказалась от сватовства: “Запрещено ли сватать её другому, считается ли сватовство шари’атским договором и дозволено ли представителям обеих сторон его расторгнуть?”

Он ответил: “Запрет на сватовство другим отменяется в случае отказа выдавать девушку за предыдущего жениха. Таким образом, даже если факихи (правоведы) не затронули этого вопроса напрямую, тем не менее, они разъяснили решение о ситуации, когда сторона невесты молчит (или не даёт ответа) на предложение сватовства или когда сват отказывается от своего предложения.Очевидно, что сватовство не является шари’атским договором. И даже если представить, что сватовство является договором, то однозначно его может расторгнуть любая из обеих сторон”.

 

Вывод имама ас-Суюти о том, что запрет на сватовство снимается в связи с отказом стороны невесты, следует из слов имама Ибн Хаджара аль-Хайтами: “...или если сторона невесты передумает...”».

 

Примечание:

«Если жених не женится на невесте по причине вышеупомянутых обстоятельств или по причине её смерти, то он вправе забрать всё, что было дано невесте, если даже это было едой». («Хашия аль-Буджайрими ‘аля аль-Хатиб»)
 

 

7. Имеет ли жена право расторгнуть брак с умалишённым мужем, а также с мужем, который долгое время находится в коме?

Если женщина до замужества не знала, что мужчина умалишённый (маджнун), или он стал таким после того, как она вышла за него замуж, то жена имеет право расторгнуть брак вне зависимости от того, постоянное это состояние, периодическое или редкое, пусть даже на непродолжительное время.

 

Право на развод она имеет вне зависимости от того, излечима болезнь или нет. То же самое решение применяется к ситуации, если муж находится в коме, и врачи говорят, что он никогда не выйдет из этого состояния.

 

Но если они говорят, что он со временем придёт в себя, то она не имеет права расторгать брак. Если жена решила воспользоваться этим правом, то она должна сделать это сразу же, после того как узнала о недуге мужа, обратившись к имаму с вопросом о расторжении брака. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)