25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Сделал добро и убежал?

Многие, наверное, слышали такое выражение: «Сделай добро – беги!». Кто-то видит его смысл в том, чтобы, поступив по-доброму, не ждать никакой благодарности. Ведь если в жизни всё возвращается, то хорошее и так рано или поздно к нам вернётся.

На ум приходят слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что ни от рук, ни от языка мусульманина не должен исходить вред. Иначе говоря, мы должны быть настроены совершать как можно больше добрых и полезных поступков. Но что такое добро с позиции Ислама? Надо ли от него бежать? Если да, то почему и куда? 

 

Ключи к добру

Говоря коротко, всё, что содержат законы Творца, и есть добро и польза. Вместе с тем совершение добра выходит за рамки обязательных исламских предписаний. Оно охватывает и всё другое, за что мы надеемся получить довольство Аллаха ﷻ, – поддержку, заботу, усердие и т. д.

 

А также – добрый совет, полезное посредничество. Это тоже благодеяния, и они имеют в Исламе самостоятельную ценность: «Человек, указавший путь к благому, получит такое же вознаграждение, как и человек, совершивший это благое» (хадис Пророка Мухаммада ﷺ, приведённый имамами Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмизи).

 

Добро может проявляться в отношениях людей не только друг с другом, но и со всем живым и неживым. Так, один человек угостит соседа, другой снимет с дерева котёнка, третий – починит забор в общем дворе и т. д. В таком внимании человека к другим творениям Аллаха ﷻ проявляется его высокое звание халифа (наместника) на земле. Именно так Всевышний назвал Адама عليه السلام, отведя ему почётное место среди прочих созданий.

 

На старт, внимание!..

Что такое бегство от сделанного добра? Это внутреннее отстранение от него. Понимание непричастности своего «я» к совершённому хорошему поступку. Да-да, вы правильно поняли: наше хорошее дело было сделано… не нами.

 

Если смотреть в суть вещей, то это Аллах ﷻ позволил нам стать кому-то полезными, позволил оказаться в нужном месте и в нужное время, позволил побороть свою лень или равнодушие. Аллах ﷻ распорядился так, что кто-то получил Его помощь через наши руки.

 

Когда мы смотрим сквозь эту призму, то легко «отпускаем» свои благодеяния, без оглядки оставляем их тем, кому они предназначались. Мы не думаем о благодарности или ответном добре. Мало того, не ждём, а потому и не обижаемся, если не получаем. Как, собственно, и не млеем, если получаем.

 

Но это лишь в том случае, если изначально дело делалось не ради кого-то или чего-то из земного, а только ради Аллаха ﷻ. Тогда Аллах ﷻ даёт возможность исполнить задуманное наилучшим образом. А после исполнения помогает «убежать». Куда?

 

К шукру, зикру, тавбе (то есть к благодарности Творцу, к поминанию Его, к покаянию). Когда в душе нет гордыни и самодовольства, в ней крепнет благодарность Аллаху ﷻ – за то, что наставил на Путь понимания Истины и дал возможность через праведные поступки заработать награду – саваб. Эта награда есть единственно необходимый багаж для дальней (а у кого-то – уже ближней) дороги в Ахират, потустороннюю вечную жизнь.

 

Стремление благодарить Создателя, в свою очередь, делает более ясным понимание Его безграничной Милости к своим созданиям и одновременно – нашей греховности. Слава Аллаху ﷻ, Он прощает худшего из худших, если только тот искренен в своём раскаянии. А также – если не пришёл пока за ним Ангел Смерти…

 

Но поскольку никто из нас не знает своего последнего часа, то можно ли тратить время на пустые размышления о прошлом? В том числе – о пользе, которую мы смогли кому-то когда-то принести? Подобные мысли станут отвлекать душу от настоящего (то есть подготовки к Судному дню), а значит, и будущего (расчёта в Судный день).

 

Вот так «убегая» от своего доброго дела к Тому, Кто является истинным Дарителем благ, хочется многократно повторять вслед за Пророком ﷺ: «О Аллах , даруй нам добра в этом мире и добра в Вечном мире и спаси нас от Огня!» Аминь. 

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА