19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Для чего все великие люди вели дневники?

О процессе и правилах самоуправления личности Самоуправление и управление имеют решающее значение в Исламе. Пророк Мухаммад  сказал: «Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа амиром (руководителем)» (Абу Дауд).

Как известно, имам аль-Газали особенно настаивал на необходимости обращаться к общим правилам религии и их соблюдению, поскольку они являются тем определяющим критерием, которое облегчает исполнение всего предписанного Всевышним.

 

Будучи настойчивым сторонником соблюдения порядка во всех делах, он и сам был высоко организованным и требовательным к самому себе, что позволило ему оставить яркий след в истории Ислама как великого учёного. Аль-Газали чётко придерживался Священного Корана, где говорится о необходимости просить у Аллаха ﷻ знаний (смысл): «Господи! Приумножь мои знания!» (сура «Та-Ха», аят 114).

 

Мы часто произносим слово «совершенствование», что означает по-арабски «иткан» и предполагает постоянную внутреннюю борьбу человека, направленную на самосовершенствование, а этого невозможно достичь без самоуправления, без самообучения, получения новых знаний, навыков.

 

Более того, для этого необходимо знание и соблюдение некоторых правил и принципов управления самим собой. Известный российский учёный И. П. Павлов по этому поводу прекрасно высказался: «Человек есть, конечно, система...  но наша система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая». Самоуправление – сложный процесс деятельности по формированию, совершенствованию и исправлению собственной личности. Этот процесс можно рассмотреть в несколько этапов:

 

1. Самоанализ и определение негативных качеств как спорных и отрицательных проявлений, которые необходимо преодолеть. Такой самоанализ позволяет сделать заключение о работе над собой.

 

2. Определение цели и разработка программы самоуправления. Цель может быть общей – всестороннее развитие собственной личности – и частной, например, преодоление лени и формирование трудоспособности и т. д. Общая цель обычно рассчитывается на большой отрезок времени, на годы, в то время как частная – на несколько недель или месяц.

 

После определения целей разрабатывается программа самоуправления, в которой раскрывается в деталях, что и на каком этапе, в какой последовательности и какими методами будет воспитываться или преодолеваться. При этом необходимо учитывать, что при торможении отрицательных наклонностей необходимо развивать замещающие их положительные свойства собственной личности.

 

3. Осуществление самоуправления путём самопознания, саморегуляции деятельности, поведения, включая самоконтроль, самовоспитание и т.д. Насколько разнообразны индивидуальные особенности личности, настолько многообразны как частные, так и общие его цели.

 

Конечно, учесть их все представляется сложным, а отсюда и нельзя наметить соответствующую однозначную программу самоуправления. Поэтому мы остановимся на характеристике лишь общей цели самоуправления и соответствующей ей программе, которой можно и необходимо руководствоваться каждому, желающему работать над собой. Определяя основную цель самоуправления – всестороннее своё развитие, Л. Н. Толстой намечал соответствующую программу самообразования:

 

«1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.

4) Изучить сельское хозяйство, как теоре
тическое, так и практическое.

5) Изучить историю и географию, статистику.

6) Изучить математику, гимназический курс.

7) Написать диссертацию.

8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9) Написать правила.

10) Получить некоторые познания в естественных науках.

11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать».

 

Каждый, кто планирует работу над собой, определяя цель и программу самоуправления, начинает готовить себя к исполнению намеченного. Подготовка к самоуправлению потребует определения режима дня, высокой самоорганизации, определения правил самосовершенствования и др. Чрезвычайно важен для работы над собой режим.

 

Он дисциплинирует, способствует организованной и плановой работе над собой, и как результат – силы человека экономнее расходуются и рациональнее восстанавливаются. Известно, что многие великие люди систематически вели дневники, и, действительно, это является одним из первых и важных шагов работы над собой. Вот как определил назначение дневника Л. Н. Толстой: «Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития».

 

Л. Н. Толстой в свой дневник записывал результаты самопознания, успехи и неудачи в самовоспитании, новые обязательства и пути их реализации, правила работы над собой. Всё это ещё раз свидетельствует о том, что надо начинать с дневника, в который заносятся задания для себя на определённый срок и отмечается ход работы над собой, её результативность.

 

Записывать необходимо как достижения, так и неудачи, а также то, какие коррективы нужно внести в задания и методы работы над собой. Периодическое прочитывание дневника от начала до конца позволяет ставить оценки и вносить корректировки как в свои цели, программу, так и систему самоуправления. Да поможет нам Аллах ﷻ стать совершеннее. Аминь!


БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ