24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Чрево, которое не насытить

Каждый верующий знает, что Всевышний Аллах каждому творению предопределил пропитание. Он также уверен, что ничего в этом мире не случается без воли Всевышнего Создателя и всё это происходит согласно Его предопределению.

Истинный верующий считает любую неприятность, какой бы она ни была, испытанием от Всевышнего. Вне зависимости от своего положения – и в радости, и в печали – мусульманин должен довольствоваться решением Создателя и терпеливо переносить любые трудности жизни.

 

Довольство пропитанием подразумевает выражение согласия с достаточным количеством необходимого для себя удела, без проявления алчности и жадности. Это прекрасное качество украшает любого человека.

 

Однако есть множество людей, которым недостаточно своих мирских богатств и которые не довольствуются уделом, предопределённым для них Создателем. Даже если они получат все богатства мира, таким людям не будет достаточно, они захотят ещё больше.

 

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса رضي الله عنه и Анаса ибн Малика رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы человек получил целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две, и не насытит его утробу ничего, кроме земли, и Аллах принимает покаяние тех, кто искренне кается перед Ним» (аль-Бухари, Муслим).

 

Природа человека такова, что он не будет доволен, даже если ему дадут все богатства этого мира. Однако, как указывается в этом хадисе, Всевышний Аллах простит тех, кто принесёт Ему искреннее покаяние за свою алчность и другие порочные желания. Сущность человеческой алчности такова, что он никогда не насытится мирскими богатствами, будь это золото или что-то другое.

 

Если у человека есть полная долина овец или верблюдов, он пожелает иметь ещё и ещё. Если человек недоволен тем имуществом, которое даровал ему Всевышний, он никогда не будет удовлетворён, даже если все богатства мира будут принадлежать ему.

Поэтому и говорят: «Чрево человека насытит только земля». Если человек живёт в этом мире только ради своих желаний и страстей, это отдаляет его от истины, препятствует обретению счастья и спокойствия. У него возникает множество потребностей, которые он должен удовлетворить, а с такими потребностями спокойствие только снится.

 

Поэтому каждый верующий должен знать, что нет смысла в потакании своим желаниям. Мусульманин должен быть доволен тем уделом, который предопределил ему Всевышний, ведь довольство приводит человека к свободе, а ненасытность – к рабству.

 

Человек, который недоволен своим уделом, в обществе других людей чувствует себя униженным, ибо вся его жизнь проходит в желании обрести что-то ещё. Довольство тем, что предопределил Всевышний, является причиной чести и благородства человека.

 

Как бы велико ни было желание человека, его жадность и алчность не влияют на увеличение пропитания, предопределённого для него Всевышним. Но это не значит, что человек должен лежать и ждать пропитания, наоборот, ему следует прилагать усилия, исходя из обстоятельств, но не проявляя при этом недовольства своим положением.

 

Все земные блага нам дарует лишь Всевышний Аллах, а те, от кого мы получаем эти блага, являются только причиной, которую никто не оспаривает. Но в то же время эта причина тоже предопределена Всевышним. Наша мирская жизнь коротка, подобно мгновению.

И отказаться от довольства малым, совершать множество грехов, поддавшись своим страстям и алчности, и таким образом обречь свою вечную жизнь на неудачу, не является поведением разумного человека. Посланник Аллаха ﷺ всегда был доволен предопределением Всевышнего.

 

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Богатство человека не в изобилии мирских благ, истинное богатство – это богатство души» (аль-Бухари, Муслим). Как видите, человек, не чувствующий довольства, потакающий своим прихотям, подобен игрушке в руках собственных желаний.

 

А довольство является одним из самых ценных качеств, которыми Аллах ﷻ наделяет Своих рабов. Нет ничего, что приносило бы такое успокоение душе и телу человека, как довольство предопределением и уверенность в том, что обещание Всевышнего Аллаха истинно. И человек, который доволен тем, что дал Всевышний Аллах, никогда не обеднеет.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ