Ответы на вопросы от 01.11.2019 (по Шафии)

1. Несёт ли ответственность хозяин за животное, которое портит чужое имущество? И можно ли убивать такое животное? 2. Желательно ли, согласно Исламу, ограничиться одной женой? 3. Дозволено ли в Исламе предварительно брать часть суммы в качестве задатка, для того чтобы оставить его себе в том случае, если клиент откажется от приобретения товара? 4. Правда ли, что если на мясо попала вода, то его необходимо мыть, пока вся кровь не смоется? Я пробовал так делать, но цвет крови всё равно остаётся. Как быть в этом случае?

статья опубликована в номере: 23 (588) / от 01 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
130

1. Несёт ли ответственность хозяин за животное, которое портит чужое имущество? И можно ли убивать такое животное?

Если хозяин находится со своим животным, то он несёт ответственность за причинённый им ущерб чужому имуществу днём и ночью. Если с животным, которое обычно выпускают за пределы населённого пункта (домашняя скотина и т. д.), нет хозяина, и он выпустил его на поле (т. е. за пределы населённого пункта), и оно испортило чужой посев или что-то другое, то хозяин не несёт за это ответственности, если это произошло днём.

 

Если это произошло ночью при проявлении хозяином халатности (не привязал его, не запер дверь и т.д.), то он ответственен за происшедшее, так как обычно у людей принято оберегать посевы днём, а животных ночью привязывают или закрывают в сарае. Однако если он принял меры предосторожности, то он не несёт ответственности и ночью.

 

Если в каком-то населённом пункте всё наоборот (т. е. днём охраняют животных, а ночью – посевы), то и решение будет противоположным (т. е. хозяин животного несёт ответственность за то, что произошло днём, а не ночью). Если же он выпустил животное в населённом пункте, то он несёт ответственность за ущерб, причинённый и днём, и ночью.

 

Однако не несёт ответственности, если сам хозяин испорченного имущества проявил халатность, подвергнув своё имущество порче, или оставил его на дороге, где обычно проходят животные, или, имея возможность, не отогнал его.

 

Когда речь идёт о вредоносном животным, таком как собака, кошка и т. д., которое обычно портит имущество, находящееся во дворе или доме, то хозяин несёт ответственность за всё, что это животное испортит, если он отпустил его на улицу или проявил халатность, не ограничив его передвижение, зная, что прежде за этим животным уже наблюдался эпизод порчи чужого имущества (даже один раз). Если же подобного не было, то он ответственности не несёт.

 

Если есть возможность остеречься от вреда подобного животного, к примеру ударив или спугнув, то убивать нельзя. Если нет другого выхода, кроме убийства, тогда разрешается это сделать именно в момент порчи имущества и будучи осведомлённым, что животное до этого также имело подобную привычку (портить имущество). («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

 

2.  Желательно ли, согласно Исламу, ограничиться одной женой?

Согласно шафи’итскому мазхабу, желательно ограничиться женитьбой на одной женщине тому, у кого нет явной нужды во второй и более жёнах, или есть необходимость, но нет материальной возможности обеспечить их. Надежда на рождение ребёнка или необходимость семейного очага – это некоторые из примеров потребности, которые служат основанием жениться на второй или более женщинах.

 

Примечание: Человек, женившийся на двух и более, обязан соблюдать равенство между супругами и обеспечивать их всем необходимым: питанием, сезонной одеждой, кровом.

 

Аргументация:

«Желательно не брать в жёны больше одной жены без явной нужды». (Имам аш-Ширбини, «Мугни аль-Мухтадж») «Один из примеров явной необходимости жениться на второй и более женщинах – это надежда на рождение ребёнка от неё и нужда мужчины в семейном очаге». («Хашия ашШабрамаляси»)

 

«Жениться желательно тому, кто нуждается в этом и способен обеспечить супругу. Если он неспособен её обеспечить, то желательно не жениться». (Имам ан-Навави, «Минхадж атТалибин»)
 

 

3. Дозволено ли в Исламе предварительно брать часть суммы в качестве задатка, для того чтобы оставить его себе в том случае, если клиент откажется от приобретения товара?

В данном вопросе можно рассмотреть два обстоятельства:

1. Предварительная выплата задатка до заключения сделки.

2. Договор о задатке и его выплата во время заключения сделки. В первом случае, если сделка была завершена как положено, деньги остаются продавцу. В противном случае (если сделка не состоится) он обязан вернуть задаток потенциальному покупателю (поскольку до заключения сделки он не является покупателем).

Если сделка состоится с соблюдением всех условий, то продавец становится хозяином задатка. До заключения сделки ему нельзя использовать эти деньги (задаток) и инвестировать их без разрешения хозяина. Во втором случае если во время заключения сделки стороны договорились о задатке, то она будет недействительной, поскольку такое условие является неправомерным и нарушает сделку. 

 

Аргументация: «Сделка “‘арабун” не считается действительной. Эта такая сделка, которая проводится в следующей форме: к примеру, покупатель приобретает товар и отдаёт часть дирхамов (деньги) авансом для того, чтобы этот аванс послужил частью платы, если он будет удовлетворён товаром.

 

Иначе продавец может расценить это в качестве подарка с его стороны. Эта сделка недействительна, поскольку Пророк ﷺ запретил этот вид соглашения в соответствии с хадисом, переданным имамом Абу Давудом и другими. Причина запрета в том, что эта сделка заключает в себе два неправильных условия.

 

Первое условие – это передача части денег в качестве подарка.

 

Второе условие – это договор о возврате товара в том случае, если покупатель не будет доволен». (Хатиб ашШирбини, «Мугни аль-Мухтадж») «В некоторых городах принято, что покупатель отдаёт продавцу определённую часть суммы предварительно до заключения торгового соглашения. Это делается для того, чтобы показать серьёзность своего намерения приобрести товар. Это называют задатком, и он не является «‘арабуном».

 

Задаток – это вверенные продавцу деньги, и относительно них действует решение, аналогичное решению относительно вверенных на хранение денег». «Не разрешается тому, кто получит этот задаток, оставлять его себе, а также инвестировать эти деньги, кроме как с разрешения хозяина и с условием, что прибыль с них будет принадлежать владельцу.

 

Также обязательно вернуть задаток, если сделка не состоялась. Следовательно, не разрешается получившему этот задаток держать его у себя в данной ситуации». (Шейх Таки Усмани, «Фикх аль-Бую’»)
 

 

4.  Правда ли, что если на мясо попала вода, то его необходимо мыть, пока вся кровь не смоется? Я пробовал так делать, но цвет крови всё равно остаётся. Как быть в этом случае?

Кровь, которая находится на мясе и на костях зарезанного животного, прощается при употреблении, если она не смешалась с другой жидкостью. А если смешалась, то её необходимо смыть. То есть необходимо мыть ту видимую кровь, которая находится на мясе и на которую попала другая жидкость, и этого достаточно.

 

А что касается необходимости мыть мясо, пока не выведется вся кровь, то это ошибочное мнение. Аргументация: «Нечистота (наджаса) – это... и кровь, однозначно даже та, что находится на костях заколотого животного. А тот (учёный), который заявил, что кровь, оставшаяся на костях, чистая, имеет в виду снисхождение к ней (то, что её наличие прощается)».

 

«Под словами автора “она прощается” некоторые учёные склонны подразумевать кровь, которая осталась на мясе и не смешалась ни с чем. Например, если на мясе заколотого животного при разделке осталась кровь». «В отличие от того случая, когда кровь смешивается с чем-нибудь, как это происходит, когда животное режут в предназначенных для этого местах.

 

То есть наливают воду на эту кровь с целью смыть её. Поистине, кровь, которая осталась на мясе после того, как налили на неё воду, не прощается, как бы мало её ни было, так как она смешалась с чем-то инородным». «Однако имам Сулейман аль-Жамаль пишет в своих комментариях к книге “Шихаб ар-Рамли”, которая, в свою очередь, является комментарием к книге Ибн аль-‘Имада “Манзума”: “Слова автора о снисхождении к крови до мытья значат, что после мытья она (кровь) не прощается.

 

То есть это мясо необходимо мыть до тех пор, пока кровь не смоется. Однако небольшое количество крови прощается, так как от него невозможно избавиться”». «В то же время имам ар-Рашиди, после того как привёл похожее мнение от своего учителя Али аш-Шабрамаллиси, пишет в своих комментариях на эту же книгу: “Я спросил у него однажды об этом, и он ответил: “Эту кровь моют как обычно, а оставшаяся прощается”».

 

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани) «Нечистой является кровь, которая находится на мясе и костях заколотого животного. Однако она прощается в употреблении, даже если она, попав в воду, в которой будет вариться, перемешается с ней». («Бушра аль-Карим»)
 


Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).
 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.01.2020 (по Шафии)

1. – Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на такбир (произнесение слов «Аллаху Акбар» при

Ответы на вопросы от 1.01.2020 (по Шафии)

1. – Действителен ли ракаат человека, успевшего присоединиться к коллективному намазу лишь в поясном

Ответы на вопросы от 15.12.2019 (по Шафии)

1. Считается ли развод действительным, если человек трижды скажет следующее слово: «талак («развод»), талак,

Ответы на вопросы от 15.11.2019 (по Шафии)

1. – Какие действия желательно выполнить после рождения ребёнка и каков их порядок? 2. – Считается ли