Первое упоминание учёных о суфизме

Во времена Пророка ﷺ и его праведных сподвижников определение «суфизм» ещё не было распространено. Первое упоминание о суфиях и суфизме появилось в конце эпохи табиинов (тех, кто удостоился встретиться со сподвижниками Посланника Аллаха ﷺ).

статья опубликована в номере: 23 (588) / от 01 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
173

Причину отсутствия упоминания названия «суфизм» ранее имам аль-Кушайрийу (известный учёный своего времени, в совершенстве знал множество шариатских наук; умер в 465 году по хиджре) объясняет в своей книге «Ар-Рисалат».

 

Он пишет: «Знайте же, да смилуется над вами Аллах ﷻ, что мусульмане, после того как Пророк ﷺ покинул этот бренный мир, никак не выделяли себя каким-либо описанием, помимо названия «сподвижники Посланника Аллаха ﷺ», так как не было лучшего описания людей той эпохи, чем это название.

 

Следующее поколение называлось «табиины», что означало тех, кто застал сподвижников Пророка  и имел честь быть рядом с ними, получать знания непосредственно из их уст. И на тот момент нельзя было придумать лучшего описания людей того времени.

 

Далее следуют «атбау ттабиин», то есть последователи табиинов. По-разному стали называть и людей последующих поколений. Так, тех, кто проявлял особую заботу в деле сохранения своей религии, стали называть «аз-зуххад» или «альуббад», и т. п.

 

Спустя некоторое время стали появляться различные группы, каждая из которых пыталась внести в религию что-то новое, чего не было в эпоху праведных сподвижников и их последователей, часто они противоречили друг другу. И в это смутное время появились последователи ахлю сунна валь-джамаа (те, кто придерживается благородной Сунны Пророка ﷺ и мнений праведных сподвижников).

 

Они старались не забывать Всевышнего при каждом своём вздохе и выдохе, сохраняя свои сердца от всего, что заставляет забыть Создателя. Их стали называть «ахлю ттасаввуф», и это название за ними закрепилось ещё во втором столетии хиджры».

 

Абу Наср Абдулла ат-Тусийу (величайший учёный своего времени, умер в 378 году по хиджре) в своей книге «Ал-Лумау фи тарихи т-тасаввуфи ль-исламийи» пишет: «Что касается тех, кто говорит, что слово “тасаввуф” было придумано жителями Багдада, то это ложь, потому что ещё в своё время Хасан альБасри (25–110 гг. по хиджре) говорил о суфиях: «Я увидел одного суфия, который совершал обход (таваф) Каабы, и хотел было дать ему денег, но он отказался, сказав: “У меня есть четыре даника (мелкая серебряная монета), этого мне достаточно”».

 

Первое упоминание об учёном, который являлся суфием, содержится в воспоминаниях великого учёного этой уммы (общины Мухаммада ﷺ) Суфьяна с-Саврийу, который родился в 97 году по хиджре: «Если бы не Абу Хашим ас-Суфийу, я бы никогда не узнал о тонкостях деяний, совершаемых напоказ (рия’)».

 

Этими словами он ясно выражает почтение и признательность своему учителю Абу Хашиму ас-Суфийу. Эти слова оценки величайших учёных Ислама сущности суфизма и его последователей должны быть достаточны для разумного человека, чтобы не вдаваться в подробности происхождения термина «суфизм».

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ

Также в рубрике

Европейцы – о Ярагском

Западноевропейская историография – о дагестанском богослове и учёном Жизнь и деятельность Мухаммада

Имам Абу Ханифа – последователь науки «тасаввуф»

«Если бы не эти два года, то погиб бы Ну’ман» В наше время находится немало тех, кто абсолютно

Гебер, или Джабир – отец химии

Имя этого учёного было известно не только в арабском мире, но и в Европе, а позже о нём узнали и в Новом Свете.

Жизнь и богословское наследие Абу Ханифы

Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит (699—767 гг. по григорианскому календарю и 80—150 гг. по хиджре) – известный правовед