Ростовщичество (риба)

Ростовщичество по своей сути является разновидностью финансового притеснения. Это система, при которой богатые увеличивают своё благосостояние за счёт обнищания и страданий бедных. Богатые продолжают оставаться богатыми, а бедные становятся всё беднее и оказываются порабощёнными своими кредиторами.

статья опубликована в номере: 23 (588) / от 01 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
60

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, что это за грехи?» Он ответил: «Поклонение кому-либо помимо Аллаха ﷻ, колдовство, убийство человека, ростовщичество (риба), поедание имущества сироты, бегство с поля боя во время сражения и обвинение в прелюбодеянии в адрес целомудренной женщины». (аль-Бухари)

 

В другом хадисе, от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه, передаётся, что однажды Билял رضي الله عنه принёс Посланнику Аллаху ﷺ дорогие финики «барни». Пророк ﷺ спросил его: «Где ты их взял?» Билял رضي الله عنه ответил: «У меня были финики худшего сорта, и я поменял два саа (приблизительно 3 кг) на один саа фиников «барни», чтобы угостить Посланника Аллаха ﷺ».

 

На что Пророк ﷺ сказал: «Остерегись! Остерегись! Это и есть риба (ростовщичество)! Это и есть риба! Не поступай больше так, а если хочешь купить хорошие финики, то продай плохие, получи за них деньги и купи на эти деньги хорошие финики». (аль-Бухари)

 

Стремящийся улучшить своё положение бедняк обращается к состоятельному человеку для получения займа. Богач должен был бы удовлетворить просьбу своего бедного брата и дать ему запрошенный займ в качестве символа человечности и братской поддержки.

 

Однако вместо этого он хочет заработать на несчастье бедняка и поэтому берёт с него определённый ссудный процент: к примеру, 15 %. Независимо от того, удастся бедняку организовать прибыльное дело или нет, кредитор потребует от него гарантированный возврат 15 %. Каждый месяц задержки платежей приводит к накапливанию процентных долгов и существенному увеличению процентных выплат.

 

В итоге сумма по процентам может даже превысить основную часть долга. Бедняк, не имеющий никаких иных средств и финансовых источников, всё глубже и глубже погружается в водоворот своего долга. В это самое время заимодатель становится всё богаче и богаче из-за неспособности бедняка выплатить долг. Это очевидная тирания.

 

Рассмотрим следующий пример: десять человек вносят в банк под 10 % годовых по 100 тыс. рублей каждый. Таким образом, у банка оказывается в наличии миллион рублей. Богатый предприниматель обращается в банк за займом в миллион рублей под 15 % годовых. Предприниматель получает в своё распоряжение миллион рублей и, используя свои навыки и связи, зарабатывает 100 % прибыли.

 

Он должен вернуть банку миллион рублей основного долга и 150 тыс. рублей в виде процентов. Таким образом, он заработал 850 тыс. рублей. Банк перечислит вкладчикам по 10 тыс. рублей каждому, а 50 тыс. рублей оставит себе. Это абсолютная несправедливость, поскольку богатый человек на деньги бедных зарабатывает 850 тыс. рублей, в то время как они получают только по 10 тыс. рублей.

 

А теперь рассмотрим приведённый пример в рамках исламской экономической системы. Десять людей вошли бы в партнёрство на сумму в 1 млн рублей с богатым предпринимателем, заранее оговорив, что прибыль делится пополам. 

 

В результате от прибыли в 1 млн рублей каждая из сторон получит по 500 тыс. рублей, и, соответственно, каждый внёсший деньги партнёр получит по 50 тыс. рублей вместо 10 тыс. рублей, которые они получили бы по процентам. Религия Ислам повелевает людям вступать в деловые отношения друг с другом, опираясь на моральные и этические нормы.

 

Поэтому Всевышний Аллах установил определённые условия и законы для каждой сферы жизни. Если человек даёт своему брату взаймы, то ему запрещено брать какую бы то ни было дополнительную плату за свой благородный поступок. А если же кредитор хочет заработать прибыль, то он может вступить в партнёрство с более бедным человеком.

 

Поступая таким образом, оба партнёра будут вместе делить прибыль, а если их дело потерпит убыток, то оба разделят и убыток. Подобные взаимоотношения способствуют укреплению братства и человечности среди людей, в отличие от системы лихоимства (риба), которая порождает угнетение бедняков.

 

Когда Посланник Аллаха ﷺ объявил о том, что ссудные проценты являются запретным деянием, он также заявил, что первыми процентными выплатами, подлежащими отмене, являются те, что причитаются его дяде, Аббасу бин Абд уль-Мутталибу رضي الله عنه. Дядя Пророка ﷺ, Аббас رضي الله عنه, был очень состоятельным человеком. В то время сумма процентов, которую ему задолжали, составляла 10 тыс. динаров.

 

Динар представляет собой золотую монету весом 4,4 г. 10 тыс. золотых монет весили примерно 44 кг. На сегодняшний день 1 кг золота стоит около 1,7 млн рублей. Таким образом, 44 кг золота – это около 75 млн рублей. Исходя из современных реалий, Аббас رضي الله عنه мог бы приобрести на эту сумму огромный земельный участок (богатый нефтью) на Аравийском полуострове, однако он отказался от этой суммы ввиду недозволенности этих средств.

 

Виды ростовщичества:

1. Риба аль-насиа (кредит)

Под данным термином подразумевается ситуация, когда человек соглашает
ся взять деньги в долг и вернуть их по истечении определённого времени с излишком. Приведённый ранее пример относится именно к этой форме ростовщичества, когда излишек выплачивается в обмен на время (срок).

 

2. Риба аль-фазль

«Фазль» означает избыток, превышение. Это когда во время купли-продажи происходит превышение веса или объёма товаров одного типа или рода. Пример: У Закира есть 1 кг фиников хорошего качества, и он хочет поменять их у Зубайра на 2 кг низкокачественных фиников.

 

Так как с обеих сторон объектом сделки являются финики и учитывается их вес, то лишний 1 кг низкокачественных фиников будет считаться лихвой (риба). Если бы обменивались разные товары, или же они продавались бы не по весу и объёму, то тогда такой излишек не рассматривался бы в качестве лихвы. 

 

Пример:

Марьям отдаёт Фатиме свою ручку Bic в обмен на два карандаша. Второй карандаш не будет рассматриваться в качестве лихвы, так как товары в этой сделке не являются одинаковыми. Кроме того, ни один из товаров не продаётся ни по весу, ни по объёму. Ручки и карандаши продаются по их количеству.

 

То есть если товары будут одинаковыми, но продаются не по весу или объёму, то излишек с одной стороны был бы позволителен при условии, что сделка осуществляется с полным, мгновенным расчётом. Пример: Имран продал одну ручку Bic за две ручки такого же качества и той же фирмы. Товары в сделке одинаковы, но продаются они не по весу и не по объёму.

 

Таким образом, дополнительная ручка Bic не рассматривается как лихва. Однако должно сохраняться условие, что сделка осуществляется с полным расчётом, а не в кредит. Если оба товара разные, но продаются они по весу или объёму, тогда излишек будет позволителен при условии, что сделка осуществляется с полным расчётом.

 

Пример:

Исмаил продал 1 кг ячменя за 2 кг пшеницы. В данном случае ячмень и пшеница представляют собой два разных вида товара и продаются по весу. В связи с этим излишек будет позволителен при условии, что сделка осуществляется с полным и мгновенным расчётом.

 

Партнёрство («ширкат») По сути, имеется в виду ситуация, когда два или более человек совместно владеют определённым имуществом или совместно работают для получения прибыли.

 

Пример:

1. У Зейда есть 200 тыс. рублей. У Умара тоже есть 200 тыс. рублей. Они решают объединить свои средства и приобрести автомобиль. Это является партнёрством в покупке. Автомобиль будет находиться в совместной собственности у Зейда и Умара.

2. Зейд и Умар – братья. Их отец Юсуф умер, оставив после себя имущество (дом). Зейд и Умар наследуют этот дом и будут являться партнёрами по его владению.

3. Зейд и Умар хотят начать совместный инвестиционный проект, решив открыть супермаркет. Каждый из них вносит по 1 млн рублей. Бизнес будет принадлежать обоим. Они оба могут определить, какую часть капитала внесёт каждый из них, а также каким образом будет распределяться прибыль. Взносы каждого из них могут быть как одинаковыми, так и разными, соответственно и прибыль тоже может быть как одинаковой, так и разной.

 

Разновидности партнёрства:

1. Ширкат аль-санаи (услуга)

В этом случае два или более человек, занимающихся одним и тем же делом, объединяются и предлагают свои услуги на условии разделения между собой получаемого дохода. Пример: Якуб и Юсуф – врачи. Они решают совместно вести приём пациентов. Доход, получаемый ими в процессе своей работы, они делят между собой в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями. Такой вид партнёрства может быть организован в любом виде деятельности.

 

2. Ширкат аль-вуджух (в данном случае – кредитоспособность)

По сути, данный вид партнёрства подразумевает ситуацию, когда два человека не располагают средствами, но при этом известны своей безупречной репутацией и честностью. Они обращаются к заимодателю или приобретают товары в рассрочку, чтобы вести совместный бизнес.

 

Учитывая их репутацию, им дают взаймы денег или же предоставляют запрошенные товары с отложенной оплатой. Пример: Сулейман и Дауд – бедные, но очень уважаемые люди. Они обращаются к Аслану и просят его продать товары в рассрочку. Аслан, зная их репутацию, удовлетворяет просьбу. Сулейман и Дауд начинают своё дело и разделяют поровну как ответственность, так и прибыль.

 

Мудараба

В данном виде партнёрства один из партнёров вкладывает свои средства, а другой – свои навыки. Прибыль делится согласно договорённости. Пример: Юсуф открывает бизнес в партнёрстве с Якубом. Юсуф вкладывает 500 тыс. рублей, а Якуб будет управлять бизнесом, используя эти средства, условившись, что прибыль будет делиться, например, в пропорции 50 на 50.

 

Юсуф может оговорить, каким видом бизнеса будет заниматься Якуб, либо оставить выбор сферы бизнеса на усмотрение Якуба. Различие между ширкатом и мударабой в том, что в первом случае оба партнёра вносят определённую часть капитала, а в мударабе капитал вносит только один из партнёров. («Аль-Лубаб фи шархи Китаб»)
 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВМАТЕРИАЛ 

Также в рубрике

Возмещение намазов

Возмещение намаза – это освобождение от долга по нему. Мы знаем, что в религии намазу уделяется огромное

Гигиена женщины

Менструальный цикл Чистота от менструального цикла – это время между двумя его периодами. Самое малое для

Время, когда нежелательно (макрух) совершать намаз

Три периода времени, в течение которых не совершаются фард-намазы, а также ваджиб-намазы, которые стали

Обязательство совершения намаза

Условиями обязательства совершения намаза являются: