Алтайский край – многоцветье культур

Земля Алтая – необычайно красивый край, который вобрал в себя уникальную и самобытную историю и культуру, где издревле сложились традиции гармоничного этноконфессионального взаимодействия.

статья опубликована в номере: 23 (588) / от 01 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
69

Сегодня речь пойдёт об Алтайском крае. (Не следует путать с Республикой Алтай. О ней, если Бог даст, мы расскажем в следующих номерах.) Алтайский край обладает не только своей реликтовой культурой, но и богатейшим опытом использования духовных ценностей и наследия разных народов и предыдущих поколений.

 

Историко-географические условия оставили свой след в культуре и традициях народов, живущих в этом регионе. Здесь большая концентрация неповторимых объектов культурного, исторического, археологического наследия.

 

Туристов, путешественников и учёных тянут сюда неизменные редкие для мировой археологии мерзлотные курганные комплексы, наскальные рисунки, неразгаданные письмена на коже и костях, а также другие многочисленные достопримечательности и просто неописуемая красота природы. Всевышний создал Адама  и Еву, а дети их населили планету Земля и стали разными народами.

 

На землях Алтайского края издревле жили люди, следы их пребывания найдены на стоянке «Карама» и во множестве пещер: Денисовой, Окладникова, Логово Гиены Чагырской, Страшной и других. Древние наскальные рисунки, стоянки и пещеры скрывают множество тайн о жизни людей, живших на этих землях.

 

Это огромный малоизученный пласт для деятельности учёных и исследователей. Поздний период заселения Алтайского края – российский – относится ко 2-й половине XVII века. Ускорению этого процесса способствовали сооружение Бикатунской (1709) и Белоярской (1717) крепостей.

 

Их основным предназначением была защита от кочевников-джунгаров, которые совершали набеги. На эти земли тянулись и поисковые отряды с целью найти ценные месторождения руды. Татарские купцы наведывались в эти края, чтобы обменяться новыми товарами.

 

В 1730-е годы рядом с местом, где сливались реки Барнаулки и Обь, образовался посёлок. Этому способствовал доходный завод Демидова по выплавке серебра. Посёлок этот получил название Барнаул. Он расширялся, и в 1771 году Барнаул получил статус города, а спустя около 200 лет (в 1937 году) – статус столицы Алтайского края.

 

Промышленное освоение Алтая привлекало сюда многих мусульман, которые работали инженерами и занимались разными ремёслами в появлявшихся населённых пунктах. Для новых фабрик нужны были хорошие мастера и изобретатели, среди которых было много татар.

 

Основной отраслью экономики была горная промышленность, но после отмены крепостного права в 1861 году доходы резко снизились. Постепенно развивалось сельское хозяйство, получило развитие пчеловодство, в начале XX века успехов добились в молочном животноводстве и маслоделии.

 

В конце XIX века по северной части округа прошёл участок Транссиба; строительство Алтайской железной дороги, развитие водного транспорта и особенно Столыпинская земельная реформа стали катализаторами переселения людей на Алтайские земли и экономического развития края.

 

Ислам в Алтайском крае Историю Ислама на землях Алтая ещё предстоит изучить, хотя информации сохранилось очень мало. В основном мусульман в регионе представляли казахи и татары. Казахи в XVIII в. пришли в Кулундинские степи и на юг Горного Алтая. В XIX—XX вв. большое количество татар переехало сюда в период промышленного освоения края.

 

По некоторым источникам, до революции 1917 года в Барнауле действовали мечеть и мусульманская школа. По другим сведениям, в Барнауле уже после революции было две мечети. Советская власть разрешила рабочим и красноармейцам из числа мусульман иметь свои культовые объекты, но очень быстро политика поменялась, и в конце 1920-х гг. они были отобраны и закрыты.

 

В советский период люди молились тайно, и религиозные обряды совершались негласно неофициальными имамами. С конца 80-х годов началась религиозная оттепель. В конце 1990-х годов в Барнауле была построена соборная мечеть. Она расположена по адресу: улица Матросова, 163. Площадь мечети составляет 400 кв. м.

 

Высота купола мечети составляет более 5 метров. В августе 2000 года в мечети начали регулярно совершать пятничные молитвы. Большинство прихожан – местные татары, башкиры и другие представители мусульманских народов, живущие и работающие здесь, а также приезжающие по своим делам в Барнаул. Сегодня мусульмане являются активными участниками общественной жизни региона. В следующих номерах мы постараемся более подробно рассказать об этом удивительном субъекте нашей страны.


М. РАДЖАБОВ
 

Также в рубрике

Карачаево-Черкесия

Вместе с нашими читателями мы не раз бывали в Карачаево-Черкесии. Мы снова направляемся в этот удивительный и

Исмет Эрикан посетил Соборную мечеть «Ускудар»

18 декабря 2019 года в рамках официального визита в Республику Мордовия генеральный консул Турции в Казани

Исполни желание

22 ноября под эгидой Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия и Региональной

Лица «Ас-салама»

Газете «Ас-салам» 25 лет. За эти годы произошло многое: менялись редакторы, авторы, появлялись новые рубрики и