29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Конфессии о мирском

Отношение к деньгам и мирскому богатству у людей складывается самое разное. Сегодня мы постараемся осветить эту очень сложную и противоречивую тему с точки зрения разных конфессий.

Ислам

Всевышний Аллах в последнем божьем Писании говорит (смысл): «Скажи (о Мухаммад!): ‘‘Мой Господь увеличивает удел или уменьшает его тому, кому Он пожелает, из Своих рабов. То, что вы расходуете на пути истины и на добрые деяния, Он вам возместит. И Он (Аллах ﷻ) – лучший из дающих!’’» (сура «Саба’», аят 39) Земная жизнь для человека – это испытание, богатство и бедность – это тоже испытание.

 

Это одно из самых сильных испытаний – сможет ли человек быть благодарным Всевышнему, каким путём он будет зарабатывать – дозволенным или запретным, сможет ли выплачивать закят, милостыню, когда его состояние достигнет определённого уровня, возгордится ли он, поменяется ли у него отношение к людям, когда разбогатеет, сможет ли он проявить терпение в бедности, потеряет ли надежду на Аллаха ﷻ... эти и многие другие сложные вопросы таят в себе мирские богатства или их отсутствие.

 

Самое основное правило – не любить мирские богатства сердцем. Человек может быть очень богатым, но при этом у него в сердце нет любви и алчности; или же у человека нет ни гроша, но сердце его занято только деньгами и любовью к богатству; может быть и так, что человеку нет разницы, поднимаются цены или нет, есть у него сегодня деньги или нет, он во всём уповает на Аллаха ﷻ.

 

Каждый должен посмотреть в своё сердце и изучить, чем занято его сердце и какое место в его жизни занимают деньги. В то же время Ислам призывает, чтобы люди не ходили с протянутой рукой, а честно зарабатывали пропитание для себя и своей семьи. У всех пророков были свои ремёсла или занятия, посредством которого они получали пропитание.

 

Пророк Мухаммад ﷺ пас овец и занимался торговлей. Деньги являются средством для существования, чтобы человек не зависел от других и тем самым не доставлял им неудобств. Аятов и хадисов на эту тему очень много, написаны книги и множество статей на данную тему.

Я лишь коротко обозначу основные правила и принципы.

– В первую очередь должно быть правильное и искреннее намерение.

– Мы должны зарабатывать только дозволенным путём и остерегаться запретного и даже сомнительного.

– Зарабатывая, мы не должны пропускать молитвы.

– Не допускается ростовщичество.

– Не быть расточительными.

– Вовремя оплачивать труд других.

– Никогда не обманывать.

– Не нарушать договор и не поступать вероломно.

 

К каждому из этих пунктов есть подтверждение, аяты, хадисы и высказывания учёных. Приводить их, думаю, нет необходимости. Важно понимать, что все богатства принадлежат Всевышнему, и как бы ни старались – мы не возьмём больше или меньше того, что Он предопределил.

 

Нужно просить Аллаха ﷻ о благодати в том, что мы имеем, и, уповая на Всевышнего, стараться работать и трудиться. И не забывать о том, что за всё будет спрос, за каждую копейку. Аббяс-хазрат Шляпошников, имаммухтасиб Пестречинского района Республики Татарстан. Стоит отметить, что во всех предыдущих священных писаниях повествовалось о том же.

 

Тора и деньги

О некоторых свойствах денег с точки зрения Торы рассказывает раввин Эммануил Мигиров. – Человек потерял деньги – что ему делать, как относиться к этому? – Деньги приносят для еврея искупление. Каждая потеря, каждая неудача – проявление суда Всевышнего. Потеряв деньги, скажите себе: «Пусть Всевышний заберёт всё деньгами и оставит нас и наших детей счастливыми и здоровыми».

 

Если мы посмотрим на еврейский алфавит, то увидим, что три буквы слов «бедный» и «деньги» находятся рядом. Становится ясно, что человек, думающий только о том, как бы разбогатеть, подобен бедняку, которому постоянно не хватает на жизнь.

 

В самом корне слова «кесеф» («деньги») подразумеваются стремление, жажда («косеф» на иврите – «жаждущий»), ярко проявляется сущность ненасытного человека, постоянно стремящегося с помощью денег что-то приобрести, увеличить своё состояние. Необходимо, чтобы еврей вовремя остановился, вышел из этой гонки, очнулся и понял, что в этом мире есть Хозяин.

 

И всё приобретённое – даже с большим трудом, потом и кровью – всё равно до конца ему не принадлежит, поскольку Творец лишь передал это ему на хранение. Так и основные ценности – здоровье, дети, счастье в доме – лишь залог в руках человека, но не его собственность. Поэтому, если вы потеряли деньги, вам следует понять, что Всевышний просто хотел напомнить о Себе. Это своеобразный урок и напоминание для богатых, процветающих граждан. 


– Что говорит Тора о мицве благотворительности?

– Священная книга поясняет, что беднякам надо помогать. Если один еврей испытывает проблемы в работе, в бизнесе, то другой должен поддержать собрата, одолжить ему денег. Самая большая мицва – не просто помочь малоимущему, а дать человеку шанс встать на ноги или открыть какой-то свой проект, начать прибыльное дело, то есть одолжить некую сумму в долг на неопределённое время, чтобы дать подняться.

 

Да, сила денег огромна, и сама Тора даёт нам заповедь мицвы, связанной с монетами. Мы видим, что монеты представляют собой лишь оценочное мерило: с их помощью становится ясно, что является дешёвым, а что – дорогим. Любая вещь в этом материальном мире символизирует какие-то духовные корни. Что ещё важно…

 

Чтобы мы в субботу приглашали гостей, дарили перед каждым праздником подарки своим близким, что само по себе уже создаёт им радостное настроение, и об этом тоже говорит Тора. Человек с маленьким достатком должен помнить: если он тратит на заповеди Творца свои, пусть и небольшие сбережения, то таким образом он славит Всевышнего. (Международная газета горских евреев Stmegi)

 

Из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»

1. Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остаётся вне её поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14).

 

В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34).

 

Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные.

 

Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принёс в жизнь?» Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.

 

2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15).

 

Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21).

 

Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19. 23—24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, – «надеющимся на богатство» (Мк. 10. 24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек» (Пс. 124. 1). Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27).

 

В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит всё сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35).

 

Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдаёт часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчёркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.

 

В то же время Священное Писание признаёт право человека на собственность и осуждает посягательство на неё. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: «Не кради… Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20. 15, 17).

 

В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: «Заповеди: “не кради”… “не пожелай чужого”… и все другие заключаются в сем слове: “люби ближнего твоего, как самого себя”» (Рим. 13. 9).

 

МУРАТ РАДЖАБОВ