29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Долг – это бремя или награда?

Нередко бывает так, что человек, имеющий долг, живёт, ни в чём себе не отказывая, а когда заимодатель требует вернуть деньги, он делает всё, чтобы не отдавать их: придумывает причины, просит войти в положение и отсрочить выплату. Хорошо, если у заёмщика вообще есть намерение отдать долг. Бывают и такие люди, которые изначально не намереваются его погашать. По этому поводу сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «За того, кто взял имущество у людей, желая вернуть его, долг вернёт Аллах ﷻ. Того же, кто взял имущество людей, желая растратить его (не возвращая), Аллах ﷻ погубит» (аль-Бухари).

 Такой человек в Судный день предстанет перед Господом в неприятном положении. Пророк ﷺ сказал: «Каждый, кто возьмёт долг, при этом не намереваясь возвращать его, предстанет перед Аллахом ﷻ подобным вору» (Ибн Маджах).

 

Человек, имеющий достаток, но после требования выплатить долг не делающий этого без уважительной причины, вершит запретное, и его действия оценены самим Пророком ﷺ как притеснение, – об этом сообщается в хадисе, переданном имамом альБухари.

 

А как известно, притеснение очень жёстко карается в День Суда. Давать взаймы нуждающимся людям является благородным и желательным поступком. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Помогайте друг другу в благодеяниях и богобоязненности» (сура «Аль-Маида», аят 2). Пророк ﷺ говорил: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей этого мира, Аллах ﷻ избавит от одной из печалей Судного дня» (Муслим).

 

Давать в долг иногда надо даже обязательно, например, если от этого зависит жизнь человека. Но может быть и нежелательным, например, когда деньги берутся на пустые траты. Может быть и запретным, как, например, на покупку алкоголя или строительство запретных учреждений.

 

Что же касается того, чтобы брать взаймы без острой необходимости, то Ислам считает это крайне нежелательным и предостерегает от этого, так как человек тем самым подвергает себя унижению, лишним тревогам, его мысли бывают направлены лишь на то, как бы погасить этот долг, он старается избегать встречи с заимодателем, а если вдруг и встретит, то может попросить отсрочку, тем самым подвергая себя ещё большему унижению.

 

Пророк  сказал: «Не наводите на себя страх после того, как вы пребывали в безопасности». Сподвижники спросили: «А что это (чем мы можем навести на себя страх), о Посланник Аллаха ﷺ?» Он ответил: «Долг». (Ахмад) А ещё хуже, если это приведёт к тому, что должник начнёт прибегать к лживым клятвам и обещаниям. Как сообщает жена Пророка ﷺ и мать правоверных Аиша رضي الله عنها, Посланник Аллаха ﷺ во время молитвы обращался с мольбой ко Всевышнему: «О Аллах ﷻ, поистине, я прибегаю к Тебе от (бремени) греха и долга».

 

Некий человек обратился к нему: «Почему ты так часто просишь защиты от долга?» В ответ ему Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, когда человек, обременённый долгами, говорит, то он лжёт, а когда даёт обещания, то нарушает их». (аль-Бухари, Муслим)

 

Часто бывает и так, что между заимодателем и заёмщиком происходят ссоры, столкновения, люди перестают разговаривать друг с другом, разрывают родственные связи, а порой дело может дойти и до убийства. По этому поводу второй праведный халиф Умар رضي الله عنه сказал: «Остерегайтесь долга, поистине, начало его – беспокойство, а конец – баталии (драка, ссора, убийство)» (Малик).

 

Важность выплаты долга

Если человеку пришлось взять в долг, то он должен стараться как можно быстрее избавиться от него, тем самым освободиться от забот в этом мире, чреватых последствиями в мире вечном – в случае невыплаты долга, если имел возможность выплатить.

 

Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то умрёт, имея долг, то его долг будет погашен из его благих поступков (они будут переданы заимодателю)» (Ибн Маджах). Выплата долга настолько важна, что даже мученику, который пал на пути Аллаха ﷻ, прощается всё, кроме долга. Пророк ﷺ по этому поводу сказал: «Шахиду прощаются все грехи, кроме долга» (Муслим).

 

Однажды Пророку ﷺ принесли тело умершего, чтобы он совершил за него заупокойную молитву. Одним из его первых вопросов был: «Есть ли у него долг?» Сподвижники ответили утвердительно. Пророк ﷺ продолжил: «А оставил ли он что-либо для его выплаты?»

 

И так как он ничего не оставил для погашения своего долга, Пророк ﷺ сказал: «Тогда сами молитесь за него». Видя такое положение, Али Асхаб رضي الله عنه взялся выплатить долг этого покойного, и только тогда Посланник Господа  совершил над ним заупокойную молитву. (аль-Багави. «Шарху сунна»)

 

Награда за отсрочку

Для заимодателя очень желательно дать отсрочку должнику, особенно несостоятельному и тому, кто находится в сложной жизненной ситуации. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто отсрочил или простил долг (хотя бы часть) человеку, который не в состоянии выплатить его, Аллах ﷻ защитит от адского пекла» (Ахмад).

 

Передаётся, что тому, кто отсрочит выплату долга несостоятельному человеку, за каждый день будет записываться награда, как будто он отдал милостыню в размере, подобном сумме долга. И это будет продолжаться до тех пор, пока не придёт срок выплаты, а при наступлении срока, если заимодатель и дальше отсрочит, то за каждый день ему будет записываться награда как милостыня уже в двукратном размере долга». (Ибн Маджах)

 

Посланник Аллаха ﷺ рассказал историю: «В давние времена жил некий человек, который постоянно давал людям в долг. При этом, отправляя своего слугу забрать долги, он каждый раз говорил: «Прощай долги тем, кто испытывает крайнюю нужду. Может быть, за это Аллах ﷻ простит нам наши прегрешения». Так и произошло. За его благие деяния Господь простил ему его грехи» (аль-Бухари, Муслим).

 

АБДУЛЛА АБДУЛКАРИМОВ