25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

60 секунд на спасение

Ранним утром 15 августа 2019 года пассажиры лайнера Airbus A321 «Уральских авиалиний», выполнявшего рейс Москва – Симферополь, проходили регистрацию. Кто-то уже предвкушал отдых на берегу Чёрного моря, кто-то спешил на деловую встречу и считал минуты до взлёта, а ктото просто хотел спать, ведь вылет был намечен на 6 утра.

В 6 часов 12 минут командир судна получил от диспетчера разрешение на взлёт. Взревели двигатели самолёта, пассажиры откинулись в креслах в ожидании взлёта, и вот уже шасси оторвались от взлётной полосы. Но тут с одной из сторон самолёта раздался скрежет, и кто-то из пассажиров заметил искры, вылетающие из двигателя.

 

В салоне стал отчётливо чувствоваться запах гари, а бортпроводники не могли ничего объяснить. Началась паника, плакали дети, кто-то пытался разглядеть через иллюминаторы, что происходит с двигателями, женщины успокаивали детей, кто-то встал, несмотря на инструкции бортпроводников.

 

Буквально через несколько минут раздались два сильных удара в центральной и хвостовой частях самолёта. Кое-кто из успевших отстегнуть ремни безопасности пассажиров упал, но что такое пара синяков перед страхом смерти? Как оказалось, сильный удар был связан с экстренной посадкой самолёта.

 

Итак, хронология Разрешение на взлёт было получено в 06.12, но во время набора высоты самолёт столкнулся со стаей чаек. Через две минуты, в 06.14, капитан воздушного судна дал сигнал об аварийной ситуации на борту в связи с отказом одного двигателя. Ответ диспетчера гласил, что все дальнейшие решения и действия за пилотом…

 

Это означало, что судьба 226 пассажиров и 7 членов экипажа теперь полностью находились в зависимости от решений капитана судна – Дамира Юсупова. Решение было принято в течение одной минуты, и в 06.15 капитан воздушного судна сообщил диспетчеру о посадке в пяти километрах от взлётнопосадочной полосы на кукурузном поле.

 

Три минуты, но за это время люди фактически чудом избежали смерти. Ведь могло произойти что угодно: воспламенение в повреждённом двигателе могло вызвать взрыв топливных баков, посадка при 
полностью отключённых двигателях могла привести к резкому столкновению с землёй…

 

Но когда бортпроводники, открыв люки, спустили надувные трапы, пассажиры выдохнули: спаслись. Командир воздушного судна в течение нескольких секунд принял важное, единственно верное решение – попытаться приземлиться на кукурузном поле.

 

Ведь только так сохранялась надежда, что при соприкосновении металла не возникнет искр; с этой целью не были выпущены шасси. Кроме того, чтобы сбавить скорость, опять же было принято решение приземлиться хвостом, а не носовой частью. При оценке данной ситуации все эксперты пришли к единому мнению, что спасение всех 233 человек состоялось благодаря умелым действиям командира экипажа Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина.

 

Дамир Юсупов буквально за год до этого стал командиром. Не имея опыта действий в экстренных ситуациях, он сумел сохранить хладнокровие и учесть все факторы при посадке самолёта в чрезвычайной ситуации. Наш корреспондент сумел встретиться с героем и задать ему несколько вопросов.

 

– В одном из интервью ваша супруга рассказала, что желание стать пилотом было вашей детской мечтой. Так ли это?

– Я вырос в семье, которая так или иначе была связана с авиацией: папа летал на вертолёте, мама работала фельдшером в аэропорту, поэтому в детстве я чаще катался на вертолёте, чем на карусели. Жили мы в доме авиаторов, в небольшом северном городке. И воздушный транспорт был зачастую единственным средством поставки продуктов и транспортировки людей. В общем, город не мог суще
ствовать без авиации... В таких условиях мечтать о другой профессии было бы странно.
 


– Вы восемь лет в авиации. Как при постоянных перелётах вам удаётся соблюсти баланс между семьёй и работой?

– Честно говоря, это очень тяжело. Дома находимся очень мало. По приезду из командировок приходится разрываться... много дел. Что-то успеваешь сделать, что-то нет. В чём не успел – жена помогает, спрашивая меня, выполняет какието другие функции. Вот так приходится делить с ней определённые обязанности.

 

– В тот злополучный момент что придало вам сил и уверенности в принятии важного решения по спасению ситуации в целом? Возникали ли сомнения на тот момент?

– Слава Всевышнему, все остались живы. Он (Хвала Ему) помог мне в принятии правильного решения, быстро сориентироваться и безопасно посадить самолёт. 

 

– В тот момент вы полагались на себя или на Всевышнего?

– Всегда полагаемся на Всевышнего. Очень трудно вспомнить этот момент, действовал как-то на автомате. В мыслях не было, что это конец, я всё-таки надеялся на хороший исход.

 


– Как мы знаем, после таких авиапроисшествий, а в вашем случае, слава Всевышнему, обошлось без жертв, у людей может появиться аэрофобия. Что бы вы посоветовали таким людям?

– Да, многие люди страдают аэрофобией, но могу сказать, что авиация – самый безопасный и надёжный вид транспорта, так как по статистике больше людей погибают в автокатастрофах.

 

Посоветую не бояться летать самолётами, потому что в этом задействованы много спецслужб, которые всё перепроверяют, прежде чем допустить самолёты к полёту. Лётный состав имеет достаточный уровень профессионализма, чтобы в критической ситуации вовремя устранить панику и в случае необходимости эвакуировать пассажиров.


– Как изменилась ваша жизнь? Осознали ли вы, что стали героем для миллионов людей?

– Конечно, жизнь изменилась. Слава неожиданно обрушилась, я стал узнаваемым. Не знал, что будет так тяжело. Люди просят сфотографироваться, стараюсь никому не отказывать, на передачи приглашают, СМИ просят интервью. Планируют снять фильм... В общем, повышенное внимание... Тяжело. К славе надо быть готовым.

 

– После того случая вы как-то переосмыслили свою жизнь? Какие жизненные ценности подверглись анализу?

– Я практикующий мусульманин и, несмотря на сложность работы, стараюсь придерживаться канонов нашей религии. А сейчас особенно. Думаю, после того случая каждый пассажир переосмыслил свою жизнь. Для каждого случившееся – это некий знак. Для меня же это причина больше обращаться ко Всевышнему и уделять больше времени своей семье, родным и близким мне людям. Не откладывать дела на завтра, потому что завтра может и не настать.


– После аварийной посадки кому вы позвонили в первую очередь, чтобы сообщить о том, что всё в порядке?

– Жене.

 

– Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

– Все советы даны в Коране, в хадисах – Сунне Пророка . Больше обращайтесь к Всевышнему в молитвах.
21 ноября 2019 года Президент России Владимир Путин присвоил командиру самолёта Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину звание «Герой России». 

 

«Данная награда – не только моя заслуга. Это признание слаженных действий всего нашего экипажа и благодарность за труд всех, кто обучил нас этому делу. Я испытываю большую гордость и вдохновение для дальнейшего служения нашей Отчизне. Мы благодарны Всевышнему, нашим родителями и нашим близким за поддержку», – заявил Юсупов во время выступления на  церемонии награждения в Кремле.

БЕСЕДОВАЛ ШАХБАН ШАХБАНОВ