18 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.11.2019 (по Ханафи)

1. – Кого не коснётся могильный допрос? 2. – Если купил товар, не видя его, можно ли отказаться от него после того, как увидишь? 3. – Можно ли забивать лошадей на мясо? 4. – Если человек совершает намаз в одиночку, саджда сахв (земные поклоны забывчивости) делаются после первого салама или после обоих? 5. – Если человек, оказавшийся в неверии, покаялся и снова принял Ислам, вернутся ли его благие деяния? 6. – Что считается исрафом (расточительством)? 7. – Если, купив товар, увидел недостаток, можно ли вернуть его продавцу? 8. – Можно ли в качестве лекарства употреблять барсучий жир? И совершать намаз, если он нанесён на кожу? 9. – Считается ли шерсть кошки нечистой (наджасой)? 10. – Можно ли в намазе делать дуа (мольбу)? 11. – Может ли женщина быть имамом в коллективном намазе женщин? 12. – Почему ханафиты считают намаз витр обязательным (ваджибом)? 13. – Является ли действительным никях, заключённый без упоминания махра (свадебного подарка)?

1. – Кого не коснётся могильный допрос?

– Есть несколько категорий людей, которые не будут допрошены в могиле:

1) мученик, отдавший жизнь за веру;

2) мурабит, то есть проявляющий усердие в поклонении, или, в другом значении этого слова, стоящий на охране границ исламского государства;

3) умерший во время эпидемии чумы;

4) сиддик (праведник), сюда же причисляют и пророков;

5) дети (то есть покинувшие этот мир до совершеннолетия);

6) умерший в ночь на пятницу или в этот день;

7) умерший во время эпидемии чумы, но не из-за неё, если проявлял терпение;

8) каждую ночь читающий суру «Аль-Мульк»;

9) читающий суру «Аль-Ихляс» во время предсмертной болезни. («Хашият ибн Абидин»)

 

2. – Если купил товар, не видя его, можно ли отказаться от него после того, как увидишь? 

– У покупателя в данном случае есть выбор: он может отказаться или же подтвердить сделку. Но если продавец продаст товар, не видя его, то он не имеет права отказаться от сделки. («Шарху Лубаб»)

 

3. – Можно ли забивать лошадей на мясо?

– Забой лошадей дозволяется, однако по поводу упо- обнаруженного недостатка. требления конины у учёных нет единого мнения. Абу Ханифа говорил, что это нежелательно (карахат). По поводу мнения Абу Ханифы одни учёные считают, что под словом «карахат» он имел в виду «карахату тахрим», то есть нежелательное, близкое к запретному.

 

Другие же – что он имел в виду «карахату танзих», то есть нежелательное, близкое к разрешённому. А его ученики Абу Юсуф и Мухаммад считали, что конину дозволено употреблять в пищу без какой-либо нежелательности. («Марак ильФалях»)

 

4. – Если человек совершает намаз в одиночку, саджда сахв (земные поклоны забывчивости) делаются после первого салама или после обоих? 

– Ибн Абидин пишет в своей книге: большинство учёных ханафитского мазхаба считают, что перед тем как сделать суджуд сахви, необходимо дать один салам вправо, затем совершается саджда сахви, после этого заново читается ташаххуд и даётся салам вправо и влево. Это касается и имама в коллективном намазе, и тех, кто молится в одиночку. («Радд уль-Мухтар»)

 

5. – Если человек, оказавшийся в неверии, покаялся и снова принял Ислам, вернутся ли
его благие деяния?

– Учёные разошлись во мнении по этому вопросу. Но более достоверно, что возвращаются деяния (к примеру, ранее совершённые намазы сохраняются за человеком, то есть не нужно их возмещать), но не вознаграждение за них. («Хашият ибн Абидин»)

 

6. – Что считается исрафом (расточительством)?

– Исраф – это расточительство, которое человек допускает сверх того, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. А когда он расходует свои средства на то, в чём у него нет нужды, то это называется табзиром, что также является запретным. («Хашият ибн Абидин»)

 

7. – Если, купив товар, увидел недостаток, можно ли вернуть его продавцу?

– Покупатель в данном случае имеет выбор: либо купить товар за установленную цену, либо вернуть его. И у него нет права потребовать часть стоимости товара из-за обнаруженного недостатка.

 

8. – Можно ли в качестве лекарства употреблять барсучий жир? И совершать намаз, если он нанесён на кожу?

– Барсук относится к отряду хищников, подотряду собакообразных и семейству куньих. В богословских книгах упоминается, что такие животные, как ласка или хорёк, которые относятся к тому же отряду и семейству, что и барсук, запретны. В связи с этим, по мазхабу имама Абу Ханифы, употреблять мясо барсука в пищу нельзя, в том числе использовать его жир. Если всё же жир был нанесён на кожу, то перед намазом его необходимо смыть, так как он является наджасой. («Радд уль-Мухтар»)

 

9. – Считается ли шерсть кошки нечистой (наджасой)?

– Волосы или шерсть всех животных являются чистыми, за исключением свиньи, которая в своей сущности полностью является наджасой (нечистотой).

 

10. – Можно ли в намазе делать дуа (мольбу)?

– Словесное обращение ко Всевышнему в намазе не нарушает его при условии, что обращение будет подобно мольбам, которые приведены в Коране или похожи на них. Обращение ко Всевышнему с просьбой увеличить удел или укрепить здоровье не нарушает намаз, если оно будет произнесено на арабском языке. («Мабсут ли ш-Шайбани»)

 

11. – Может ли женщина быть имамом в коллективном намазе женщин? 

– Женщине быть имамом или молиться за женщиной, которая стала имамом, является карахатом (нежелательным). («Радд уль-Мухтар»)

 

12. – Почему ханафиты считают намаз витр обязательным (ваджибом)?

– В своём мнении учёные богословской правовой школы имама Абу Ханифы опираются на хадис Пророка ﷺ: «Поистине, Аллах ﷻ добавил вам намаз к имеющимся пяти намазам, и это – витр. Постоянствуйте в нём» (Ахмад). («Мухтар уль-Фатва»)

 

13. – Является ли действительным никях, заключённый без упоминания махра (свадебного подарка)? 

– Такой никях действителен. И если махр не был упомянут или стороны договорились, что он не будет выплачен, то жених всё равно обязан дать невесте общепринятый махр.

 

АХМАД ИБРАГИМОВ