25 апреля
2024 года
поделиться

Намаз путника

В преданиях сказано, что лучшее в религии – это её легкость. Одной из таких особенностей является молитва путника. Всевышний Аллах установил определённые правила, соблюдая которые мы имеем право на определённые облегчения.

На путника, выехавшего на расстояние более 85 км, распространяется право сокращения намаза от четырёх ракаатов до двух. Решение об этом расстоянии вынесено по той причине, что в Исламе мусафиром (путником) человека считают в том случае, если ему предстоит пройти более трёх дней из кратчайших световых дней года.

 

И всё это с учётом привалов и отдыха. Путник может начинать сокращать намаз, как только покинул местность своего проживания и вышел за его границы с намерением на путешествие. Границами поселения могут служить животноводческие фермы, конюшни и кладбища.

 

Если же подобные окрестности отделены от поселения пашнями или на дистанцию, превышающую полёт стрелы (примерно 300 метров), то в этом случае выход за границы этих окрестностей не является условием.

 

Для того чтобы намерение путника стало действительным, нужно соблюсти три условия:

1. Свобода в распоряжении своими правами, чтобы человек не зависел от кого-либо в выборе действий.

2. Совершеннолетие.

3. Расстояние пути должно быть не менее 85 км. Не перейдя границы поселения, путник не имеет права сокращать намазы. Если же ребёнок, жена, раб выйдут в путь с намерением на путешествие вслед за отцом, мужем или господином, то они имеют право сокращать намаз только в том случае, если тот, за кем они следует, сделал намерение быть путником.

 

Сокращение намаза в пути является решительно предпочтительным действием. Поэтому если путник вознамерился сократить намаз до двух ракаатов, а в конце двух просидел время, достаточное для чтения ташаххуда, после чего встал и продолжил намаз до конца, то такой намаз действителен, несмотря на нежелательность (макрух).

 

Причина нежелательности заключается в том, что, встав на третий ракат, он не произнёс «салам» вправо и тем самым оставил (не совершил) ваджиб, так как это сидение на ташаххуде в конце второго ракаата считается последним и его исполнение завершает намаз.

 

Нужно отметить, что третий и четвёртый ракааты засчитываются как суннат-намаз. Но если путник вознамерился сократить намаз, но при этом просидел в ташаххуде время меньше достаточного, чтобы прочесть ат-тахият, то его намаз недействителен.

 

Путник может сокращать свой намаз до тех пор, пока не прибудет в поселение, к которому держит путь. Но также он имеет право сокращать намазы по прибытию в поселение, если вознамерился пробыть в нём менее половины месяца.

 

Он также может сокращать намазы годами, если не будет уверен в дате своего отбытия. Нельзя вознамериться на окончание сафара (пути) в двух поселениях одновременно, необходимо выбрать один. Недействительно и намерение на окончание сафара в палаточном поселении в пустыне.

 

Если путник последовал в намазе за тем, кто не является путником, то его намаз действителен, только в этом случае он совершает за ним все четыре ракаата. Если же путник встанет имамом, то ему желательно произнести перед намазом: «Восполняйте намаз до четырёх ракаатов, так как я путник».

 

После того как имампутник завершит намаз, совершив два ракаата, те, кто следовал за ним (не путники), в последних двух ракаатах помимо тасбихов (слова прославления Господа) ничего не читают. Возмещать намазы, пропущенные в пути, следует тоже в сокращённом виде.

 

И наоборот, намазы, пропущенные дома (не в путешествии), в пути возмещаются в полноценной форме, то есть без сокращения. Что же касается ватана (родины), намаз в нём не сокращается. И меняется ватан только в случае переезда на другое место.

 

Основным ватаном считается та местность, в которой человек родился, женился или просто решил остаться там навсегда. И это будет его основным местом жительством. Также ватаном считается та местность, в которой у человека есть намерение пробыть полмесяца или более того.

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ