Намаз путника

В преданиях сказано, что лучшее в религии – это её легкость. Одной из таких особенностей является молитва путника. Всевышний Аллах установил определённые правила, соблюдая которые мы имеем право на определённые облегчения.

статья опубликована в номере: 22 (587) / от 15 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
123

На путника, выехавшего на расстояние более 85 км, распространяется право сокращения намаза от четырёх ракаатов до двух. Решение об этом расстоянии вынесено по той причине, что в Исламе мусафиром (путником) человека считают в том случае, если ему предстоит пройти более трёх дней из кратчайших световых дней года.

 

И всё это с учётом привалов и отдыха. Путник может начинать сокращать намаз, как только покинул местность своего проживания и вышел за его границы с намерением на путешествие. Границами поселения могут служить животноводческие фермы, конюшни и кладбища.

 

Если же подобные окрестности отделены от поселения пашнями или на дистанцию, превышающую полёт стрелы (примерно 300 метров), то в этом случае выход за границы этих окрестностей не является условием.

 

Для того чтобы намерение путника стало действительным, нужно соблюсти три условия:

1. Свобода в распоряжении своими правами, чтобы человек не зависел от кого-либо в выборе действий.

2. Совершеннолетие.

3. Расстояние пути должно быть не менее 85 км. Не перейдя границы поселения, путник не имеет права сокращать намазы. Если же ребёнок, жена, раб выйдут в путь с намерением на путешествие вслед за отцом, мужем или господином, то они имеют право сокращать намаз только в том случае, если тот, за кем они следует, сделал намерение быть путником.

 

Сокращение намаза в пути является решительно предпочтительным действием. Поэтому если путник вознамерился сократить намаз до двух ракаатов, а в конце двух просидел время, достаточное для чтения ташаххуда, после чего встал и продолжил намаз до конца, то такой намаз действителен, несмотря на нежелательность (макрух).

 

Причина нежелательности заключается в том, что, встав на третий ракат, он не произнёс «салам» вправо и тем самым оставил (не совершил) ваджиб, так как это сидение на ташаххуде в конце второго ракаата считается последним и его исполнение завершает намаз.

 

Нужно отметить, что третий и четвёртый ракааты засчитываются как суннат-намаз. Но если путник вознамерился сократить намаз, но при этом просидел в ташаххуде время меньше достаточного, чтобы прочесть ат-тахият, то его намаз недействителен.

 

Путник может сокращать свой намаз до тех пор, пока не прибудет в поселение, к которому держит путь. Но также он имеет право сокращать намазы по прибытию в поселение, если вознамерился пробыть в нём менее половины месяца.

 

Он также может сокращать намазы годами, если не будет уверен в дате своего отбытия. Нельзя вознамериться на окончание сафара (пути) в двух поселениях одновременно, необходимо выбрать один. Недействительно и намерение на окончание сафара в палаточном поселении в пустыне.

 

Если путник последовал в намазе за тем, кто не является путником, то его намаз действителен, только в этом случае он совершает за ним все четыре ракаата. Если же путник встанет имамом, то ему желательно произнести перед намазом: «Восполняйте намаз до четырёх ракаатов, так как я путник».

 

После того как имампутник завершит намаз, совершив два ракаата, те, кто следовал за ним (не путники), в последних двух ракаатах помимо тасбихов (слова прославления Господа) ничего не читают. Возмещать намазы, пропущенные в пути, следует тоже в сокращённом виде.

 

И наоборот, намазы, пропущенные дома (не в путешествии), в пути возмещаются в полноценной форме, то есть без сокращения. Что же касается ватана (родины), намаз в нём не сокращается. И меняется ватан только в случае переезда на другое место.

 

Основным ватаном считается та местность, в которой человек родился, женился или просто решил остаться там навсегда. И это будет его основным местом жительством. Также ватаном считается та местность, в которой у человека есть намерение пробыть полмесяца или более того.

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ

Также в рубрике

Родословная имама Абу Ханифы

Наш господин, величайший факих всех времён Нуман сын Сабита сын Нумана сын Марзубана родился в 80-м году по

Залог (рахну) – гарантия сделки

Залог – это оставление имущества в качестве гарантии исполнения договора, какой-либо сделки. Таким образом,

Праздничный намаз

В день праздника Ид аль-Адха желательно совершить полное омовение, умаститься благовониями и отложить приём

Праздничное жертвоприношение

Жертвоприношение в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является обязанностью каждого мусульманина,