Намаз путника
На путника, выехавшего на расстояние более 85 км, распространяется право сокращения намаза от четырёх ракаатов до двух. Решение об этом расстоянии вынесено по той причине, что в Исламе мусафиром (путником) человека считают в том случае, если ему предстоит пройти более трёх дней из кратчайших световых дней года.
И всё это с учётом привалов и отдыха. Путник может начинать сокращать намаз, как только покинул местность своего проживания и вышел за его границы с намерением на путешествие. Границами поселения могут служить животноводческие фермы, конюшни и кладбища.
Если же подобные окрестности отделены от поселения пашнями или на дистанцию, превышающую полёт стрелы (примерно 300 метров), то в этом случае выход за границы этих окрестностей не является условием.
Для того чтобы намерение путника стало действительным, нужно соблюсти три условия:
1. Свобода в распоряжении своими правами, чтобы человек не зависел от кого-либо в выборе действий.
2. Совершеннолетие.
3. Расстояние пути должно быть не менее 85 км. Не перейдя границы поселения, путник не имеет права сокращать намазы. Если же ребёнок, жена, раб выйдут в путь с намерением на путешествие вслед за отцом, мужем или господином, то они имеют право сокращать намаз только в том случае, если тот, за кем они следует, сделал намерение быть путником.
Сокращение намаза в пути является решительно предпочтительным действием. Поэтому если путник вознамерился сократить намаз до двух ракаатов, а в конце двух просидел время, достаточное для чтения ташаххуда, после чего встал и продолжил намаз до конца, то такой намаз действителен, несмотря на нежелательность (макрух).
Причина нежелательности заключается в том, что, встав на третий ракат, он не произнёс «салам» вправо и тем самым оставил (не совершил) ваджиб, так как это сидение на ташаххуде в конце второго ракаата считается последним и его исполнение завершает намаз.
Нужно отметить, что третий и четвёртый ракааты засчитываются как суннат-намаз. Но если путник вознамерился сократить намаз, но при этом просидел в ташаххуде время меньше достаточного, чтобы прочесть ат-тахият, то его намаз недействителен.
Путник может сокращать свой намаз до тех пор, пока не прибудет в поселение, к которому держит путь. Но также он имеет право сокращать намазы по прибытию в поселение, если вознамерился пробыть в нём менее половины месяца.
Он также может сокращать намазы годами, если не будет уверен в дате своего отбытия. Нельзя вознамериться на окончание сафара (пути) в двух поселениях одновременно, необходимо выбрать один. Недействительно и намерение на окончание сафара в палаточном поселении в пустыне.
Если путник последовал в намазе за тем, кто не является путником, то его намаз действителен, только в этом случае он совершает за ним все четыре ракаата. Если же путник встанет имамом, то ему желательно произнести перед намазом: «Восполняйте намаз до четырёх ракаатов, так как я путник».
После того как имампутник завершит намаз, совершив два ракаата, те, кто следовал за ним (не путники), в последних двух ракаатах помимо тасбихов (слова прославления Господа) ничего не читают. Возмещать намазы, пропущенные в пути, следует тоже в сокращённом виде.
И наоборот, намазы, пропущенные дома (не в путешествии), в пути возмещаются в полноценной форме, то есть без сокращения. Что же касается ватана (родины), намаз в нём не сокращается. И меняется ватан только в случае переезда на другое место.
Основным ватаном считается та местность, в которой человек родился, женился или просто решил остаться там навсегда. И это будет его основным местом жительством. Также ватаном считается та местность, в которой у человека есть намерение пробыть полмесяца или более того.
МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ